«Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь» (Фил. 4:14-20).
В нашем предыдущем уроке мы начали изучение благодарственной приписки в конце основной части послания Павла к филиппийцам. Некоторые удивляются, почему апостол упомянул о даре ещё в начале письма, но полностью выразил свою признательность лишь под конец. Имейте в виду, что это было личное письмо с минимальным соблюдением плана. Павел сразу же дал получателям письма понять о своём намерении, но сами слова благодарности оставил до кульминационного конца своего послания.
Однажды учитель рассказал своему классу, каким образом следует говорить «спасибо». Он сказал: «Примените “сэндвич благодарности”. Скажите “спасибо”. Это — нижний ломтик хлеба в сэндвиче. Затем добавьте относящиеся к делу подробности. Это — начинка в сэндвиче. Наконец, снова скажите “спасибо”. Это — верхний ломтик хлеба в сэндвиче». Я уверен, что Павел никогда не слышал о «сэндвиче благодарности», но именно его он послал филиппийцам.
Быть может, самое поразительное в выражении Павлом признательности — это то, что он ни разу не употребил слово, в греческом языке означающее «спасибо» (евхаристиа). Можно смело сказать, что слова благодарности апостола в Фил. 4:10–20 являются самым необычным письменным выражением благодарности из известных нам. Понимание того, почему Павел именно так подошёл к этому вопросу, может помочь кое-что узнать о его отношении к денежной помощи.
Иисус подчёркивал, что учителя и проповедники Слова имеют право получать помощь от тех, кого они учат (Лк. 10:7). Это же говорил и Павел (1 Кор. 9:9–11, 13, 14; Гал.6:6). Когда евангелисту не нужно трудиться на «мирской» работе, он может больше времени уделять изучению Писаний, проповедованию и заботе о нуждах людей.
Однако Павел старался обходиться без помощи общины, с которой работал в данный момент (см. 1 Кор. 9:18; 2 Кор. 11:7, 9; 1 Фес. 2:9; 2 Фес. 3:8). Он не хотел, чтобы кто-либо подумал, что проповедовать его побуждало желание получать деньги (см. 2 Кор. 12:14). Апостол часто зарабатывал себе на жизнь, изготавливая палатки (Деян. 18:1–3; см. 1 Кор. 4:12; 1 Фес. 2:9; 2 Фес. 3:8).
В то же время Павел охотно получал помощь из тех мест, где он проповедовал прежде (см. 2 Кор. 11:8, 9). Такая поддержка предоставляла ему больше времени на распространение евангелия (см. Деян. 18:5). Но он всё равно крайне щепетильно относился к тому, что кто-то мог обвинить его в «проповедовании за деньги».
Переживаниями Павла по этому поводу можно объяснить, почему он именно так, а не иначе выразил свою благодарность филиппийцам. Он хотел, чтобы они знали, что он был признателен им за их дар, но не хотел оставить впечатление, что он проповедовал ради того, чтобы получать дары. В стихах, которые мы рассматривали в нашем прошлом уроке, он сначала сказал, что порадовался их помощи (4:10), но прибавил, что не был зависим от такой помощи (ст. 11–13). Однако не желая показаться неблагодарным, он тут же добавил, что они хорошо поступили, оказав ему помощь (ст. 14). Продолжая изучение стихов 10–20, мы увидим, что Павел всё время переходил от выражения благодарности за дар (ст. 14–16, 19) к отрицанию своей нужды в помощи (ст. 17).
Название этого урока — «Что ваш дар сделает для вас». Наше представление о пожертвовании зачастую бывает ограничено тем, что оно даст получающему его, но мы мало задумываемся о том, что оно может сделать для дающего. Согласно Библии, пожертвование приносит больше пользы дающему, чем получающему (см. Мал. 3:10; Лк. 6:38; Деян. 20:35; 2 Кор. 9:6–11).
БЛАГОСЛОВЕНИЕ СОУЧАСТИЯ (4:14, 15)
Начнём со стиха 14, где Павел говорит: «Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби». В 1:16 греческое слово, переведённое здесь как «скорбь» (форма слова флипсис), переведено словом «тяжесть». Как было отмечено в предыдущем уроке, это слово имеет очень яркую окраску. Оно указывает на страдания вследствие затруднительных обстоятельств или вражды между людьми; это может быть всё, что угнетает дух. В Слове Жизни говорится: «Я благодарен вам за то, что вы разделяете мои беды». Некоторые из «бед» Павла были, несомненно, денежными (см. ст. 18).
Что касается денежных затруднений апостола, примите во внимание следующее. Иногда Павел получал помощь из тех мест, где ранее проповедовал, а иногда нет. В прошлом это его не слишком заботило, поскольку он всегда мог заработать на жизнь изготовлением палаток. Однако уже около четырёх лет (см. Деян. 24:27; 28:30) он был в заключении и не мог работать. Это сделало абсолютно независимого человека зависимым от щедрости других. Не находил ли он порой эту ситуацию неловкой? Не исключено.
Читая, как Павел выражал благодарность, я не мог избавиться от ощущения, что в то время, когда прибыл дар от филиппийцев, его денежные средства почти закончились. Поэтому он и заверяет их: «…вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби». Слово «хорошо» (греч. калос) «обозначает то, что по своей сути хорошо, а потому прекрасно, приятно и великолепно». Павел фактически сказал: «Вы поступили просто замечательно».
Однако слово в стихе 14, на которое я особенно хочу обратить ваше внимание, — это «участие»: они хорошо поступили, что приняли участие. И в первой части послания Павел отмечал тот факт, что филиппийцы принимали в нём участие в прошлом и настоящем (1:5, 7). Слово «участие» употреблено также в 4:15: «…ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних». В стихе 14 «участие» является переводом формы слова синкойнонео, образованного от койнониа («иметь общее») с помощью приставки син («с»). Филиппийцы имели общение с Павлом, когда приняли на себя его денежные затруднения.
Когда мы с вами жертвуем на Господне дело, что это даёт нам? Во-первых, это даёт нам возможность принять участие в работе для Господа. Мы становимся участниками любой работы, которую мы помогаем делать. Слыша сообщения о совершающемся добром деле, мы знаем, что в его осуществлении есть и наша доля — и немаловажная!
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ (4:15, 16, 18)
С этим благословением тесно связано чувство удовлетворения от осознания, что другим была оказана помощь. Читая слова признательности Павла, филиппийцы, несомненно, испытывали это чувство.
Изучая первую главу, мы отмечали, что это был не первый раз, когда филиппийцы помогали Павлу (см. 1:5). Апостол никогда не забывал об их поддержке в течение десяти или более лет, с тех пор как он основал церковь в Филиппах:
«Вы знаете, филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду» (4:15, 16).
В других переводах (см. Восстановительный Перевод; Современный Перевод) в ст. 15 добавлено слово «сами»: «А вы и сами знаете, филиппийцы…» Это слово подразумевает, что Павел знал об их щедрости и что им было известно, что он знал. Что касается фразы «в начале благовествования», то она может указывать на начало проповеди евангелия среди филиппийцев. Но не исключено, что эти слова просто говорят о новом этапе деятельности Павла, который имел своё начало в Филиппах (Деян. 16:9–12; см. Фил. 1:5).
В ст. 15 Павел упоминает об уходе из Македонии. Филиппы находились в Македонии (Деян. 16:12), ныне северной части Греции. Покинув эту область, он направился в Ахаию — по нынешним временам, в южную Грецию. Там он проповедовал в Афинах и Коринфе (Деян. 17:15—18:11). Павел сказал филиппийцам: «…когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних». На основании 2 Кор. 11:8, 9 мы делаем вывод, что филиппийские христиане послали помощь Павлу, когда тот был в Коринфе.
Однако когда Павел писал во 2 Кор. 11:8, 9 о помощи, полученной в Коринфе, он употребил множественное число — «церквам». Тогда что он имел в виду в Фил. 4:15, когда писал: «…ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних». Многие пытаются объяснить слова Павла, особым образом истолковывая слова «подаянием и принятием». Одни говорят, что филиппийцы «дали» денежную помощь и «приняли» духовную поддержку. Другие делают вывод, что филиппийцы «дали» Павлу помощь и «приняли» от него расписку. Читая эти пояснения, я подумал: «Разве оба эти аргумента не могут в равной степени относиться к любой общине, которая оказала помощь Павлу?» Самое простое объяснение слов «подаянием и принятием» — филиппийцы прислали помощь, и Павел принял её.
При этом по-прежнему остаётся загадкой фраза «кроме вас одних». Быть может, Павел подчёркивал, что церковь в Филиппах была единственной общиной, которая последовательно помогала ему, — единственным постоянным «соучастником» в его миссионерских кампаниях. Что бы в точности ни означали слова «вас одних», Павел подчёркивал исключительность услуги, оказанной христианами из Филипп.
Думая о помощи от филиппийцев после того, как он покинул Македонию, Павел вспомнил, что они начали помогать ему ещё до того, как он отбыл из этой провинции. Из Филипп он прошёл более ста шестидесяти километров на запад по Игнатиевой дороге в Фессалоники (Деян. 16:39—17:1). Там он в течение некоторого времени проповедовал и учил. Будучи в Фессалониках, он занимался своим ремеслом (см. 1 Фес. 2:9; 2 Фес. 3:8), но также получал помощь из Филипп. «Вы и в Фессалонику, — писал Павел, — и раз, и два присылали мне на нужду» (Фил. 4:16).
Когда думаешь об этом, поражаешься. Церковь в Филиппах была небольшой и недавно принявшей веру. Согласно библейской и светской истории, жители той области жили в нужде (см. 2 Кор. 8:1–4). Фессалоники были более крупным и богатым городом. Тем не менее, филиппийские христиане посылали туда помощь Павлу.
Для общины никогда не рано начинать миссионерскую работу. Иногда верующие рассуждают: «Как только мы упрочимся здесь, тогда мы будем посылать средства, чтобы помочь Господнему делу в других местах». Община может думать: «Как только у нас будет здание», или «как только мы сможем платить проповеднику», или «как только мы решим наши собственные материальные проблемы», — вот «тогда мы будем думать о погибающих в других местах». Церковь в Филиппах не рассуждала таким образом. Несмотря на то, что она была небольшой и бедной, молодая община сразу же начала помогать Павлу, чем и как могла, — и продолжала оказывать поддержку в течение десятилетия. Ничто так не укрепит «душу» общины, как забота о нуждах других.
Давайте ещё раз посмотрим на слова «вас одних» в ст. 15. Филиппийцы не основывались в своих делах на том, что делали (или не делали) другие. Они любили Павла и были полны решимости помочь ему — независимо от того, поступал так кто ещё или нет.
Должно быть, эти братья с большим удовлетворением читали: «Я получил всё и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (ст. 18). Греческие слова, переведённые «посланное вами», не обязательно означают только деньги. Помимо денежных средств, они, вероятно, послали ему одежду и другие припасы. Что бы они ни прислали, Павел фактически сказал: «Теперь у меня есть всё, что мне было нужно, — и даже больше. У меня даже кое-что осталось на будущее». Осознание того, что вы помогли другим, — это одно из благословений жертвования!
ПРИБЫЛЬ НА НЕБЕСНОМ «СЧЕТУ» (4:17, 18)
Упомянув о прошлых дарах филиппийцев, Павел подумал, что он должен снова подчеркнуть, что он не намекает на новые дары: «Не то, чтобы я искал даров. Скорее стремлюсь, чтобы прибыль была на вашем счету» (ст. 17; Современный Перевод). Если есть один стих, который передаёт суть побуждения христиан жертвовать, это и есть тот стих. Посредством Своих вдохновенных писателей Бог велит всем христианам жертвовать (см. 1 Кор. 16:1, 2). Не потому, что Он в чём-то нуждается (см. Деян. 17:25), но потому что мы нуждаемся. Он хочет, чтобы мы жертвовали, из-за того, что пожертвование даст нам. В Слове Жизни слова Павла в Фил. 4:17 переданы таким образом: «Я говорю это не для того, чтобы воспользоваться вами для своей выгоды, но хочу, чтобы вы делали то, что будет служить к вашему же благу».
Греческое слово, переведённое в Синодальной Библии в стихе 17 как «плод», в Современном Переводе передано словом «прибыль». Счетоводы употребляли этот термин, говоря о процентном прирастании на счету, и в этом смысле оно употреблено в стихе 17. Восстановительный Перевод говорит о «плоде [проценте], увеличивающемся на вашем счету». У меня есть счёт в банке, который выплачивает по депозитам небольшие проценты. Каждый месяц остаток на счету увеличивается на некоторую сумму. Помогая Павлу, филиппийцы, как в банке, собирали себе «сокровища на небе» (Мф. 6:20; см. 1 Тим. 6:17-19). Павел говорит им, что их «духовный банковский счёт» приносит процентную прибыль. Он употребляет форму настоящего времени, указывая, что, подобно тому как мой банковский счёт приносит процентную прибыль, так и их небесный «счёт» постоянно наращивает проценты.
Это не всегда очевидно в переводе, но в своём «благодарственном» письме Павел всё время использует деловой язык:
• В стихе 15 он говорит, что «ни одна церковь не оказала мне участия… кроме вас одних». Греческое слово, переведённое «[не] оказала участия», можно было перевести как «иметь партнёрские отношения». Филиппийцы стали духовными «партнёрами» Павла. Эвон Мелоун перефразировал стих 15 так: «Ни одна другая община не вела со мой дел…»
• Партнёрские отношения требуют строгой отчётности. Павел в стихе 15 говорит о «подаянии и принятии». По словам Яка Мюллера, это — «термин из деловой лексики, обозначающий счёт расходов и поступлений». Арндт и Гингрих употребили выражение «дебет и кредит», как на странице бухгалтерской книги.
• Мы рассмотрели стих 17, где Павел, используя бухгалтерскую лексику, говорит о «прибыли», накапливавшейся на счету филиппийцев.
Использование Павлом делового языка достигает наивысшей точки в первой части стиха 18, когда он говорит: «Я получил всё». Фраза на греческом, переведённая «я получил всё» (апехо панта), была «профессиональным выражением, употреблявшимся при выписывании квитанции» (Найт). Эти слова «в первом веке писались на счетах, чтобы показать, что они были “полностью оплачены”» (Харрелл). Так, в Современном Переводе говорится: «Мне уплачено сполна». Смысл таков: «Если вы мне что-то были должны, то всё выплатили, поэтому присылать больше ничего не нужно».
Пытался ли Павел, используя язык бухгалтерии, свести дар филиппийцев к мирской сделке? Нет, ему просто нравилось использовать фигуры речи, как это некоторые делают и в наши дни. Образный язык апостола был лишь способом заверить филиппийцев, что Бог «зарегистрировал» их доброе дело и не забудет его (см. Евр. 6:10). Господь обязательно наградит их (1 Кор. 3:8) — и награда превзойдёт сделанное ими!
Мы тоже в этом можем быть уверены, когда жертвуем, чтобы содействовать Божьему делу. Это одно из благословений жертвования!
«ЖЕРТВА» БОГУ! (4:18)
Павел не хотел бы, чтобы кто-нибудь подумал, что тема жертвования может быть сведена к страницам бухгалтерской книги. Он быстро переходит с банковских выражений на язык проповедника: «Я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (ст. 18).
Образы здесь взяты из упоминаний в Ветхом Завете о жертвах и приношениях Господу. Например, о дыме от жертв всесожжения в нём говорится как о благоухании, приятном Богу (Быт. 8:21; Лев. 1:9, 13, 17). На минуту задумайтесь о благоуханиях, которые приятны вам. Вы можете подумать о душистом цветке… или о духах, которыми пользуется ваша жена… или о сладком благоухании ребёнка после купания. Теперь примите во внимание следующее: нет ничего более «благоуханного» для Бога — ничего более приятного Ему, — чем когда вы жертвуете, чтобы помочь Его делу!
Павел употребил фразу «жертва приятная». Все христиане являются священниками и должны приносить жертвы Господу (1 Пет. 2:5, 9). При Ветхом Завете люди приносили жертвы за грех (см. Лев. 4:2, 3) и жертвы, выражающие благодарность и хвалу (см. Лев. 7:11, 12). Мы не можем приносить жертву за грех; Иисус сделал это на кресте (Евр. 9:26; см. Еф. 5:2). Однако мы можем принести себя — то есть всё, чем мы являемся и что делаем, — в качестве жертвы благодарности и хвалы (Рим. 12:1; Евр. 13:15, 16; см. Фил. 2:17). Один из способов сделать это — щедро жертвовать для дела Христова (Фил. 4:18).
В стихе 18 Павел выражает филиппийцам огромную похвалу. В жертву люди должны были приносить самое лучшее. Только такие жертвы были приятными; только тогда они были угодными Богу (Мал. 1:6–8). Таким образом, когда апостол сказал филиппийцам, что их дар был «жертвой приятной, благоугодной Богу», он фактически говорил: «Я знаю, что вы прислали самое лучшее!» Мы тоже должны отдавать своё самое лучшее нашему Господу.
Павел ставил даяние на самый высокий уровень. Он хотел, чтобы филиппийцы понимали, что их дар в конечном счёте предназначался не столько для него, сколько для Господа (см. Мф. 10:40–42; 25:31–40; Деян. 9:3–5). Он был непосредственным получателем, но конечным получателем был Отец. Осознание того, что наши дары приносятся Господу, — это одно из благословений жертвования.
ВОСПОЛНЕНИЕ ВСЯКОЙ НУЖДЫ (4:19)
Филиппийцы позаботились о нуждах Павла. Теперь апостол хотел, чтобы они знали, что Бог позаботится и об их нуждах. Стих 19 представляет собой одно из величайших обетований Библии: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе Христом Иисусом». Дуайт Пентекост назвал этот стих «скалой под ногами детей Божьих на протяжении всех веков». Не совсем ясно, говорил Павел о факте или выражал пожелание. Свидетельство манускрипта говорит в пользу факта: «Бог восполнит». Большинство переводов (за исключением Синодальной Библии) также говорит о факте.
В оригинале стих 19 начинается с частицы, которая переводится «и», «же», «а» (см. Восстановительный Перевод; Славянское Евангельское Общество; Современный Перевод). Она связывает данный стих с предыдущими: поскольку филиппийцы посылали щедрые дары Павлу, то Бог будет щедр в Своей заботе о них. Для нас урок заключается в том, что если мы выработаем у себя привычку бескорыстно жертвовать, то Бог позаботится и о наших нуждах. «Рука, закрытая для подаяния, закрыта также и для принятия. И наоборот: рука дающая открыта для принятия» (Винклер).
Затем идут слова «Бог мой». Павел редко употреблял эту фразу. Она делает его слова очень личными, выражая его, Павла, личную уверенность. «Мой Бог, — по сути, говорит Павел, — восполнит ваши нужды».
Что сделает Бог? «Бог восполнит всякую нужду вашу». Означает ли это, что Бог даст нам всё, что мы захотим? Нет. Кто-то сказал, что Он удовлетворяет наши «нужды», а не нашу «жадность». Господь даёт то, в чём мы действительно нуждаемся, то, что нам полезно. Эрл Палмер пишет: «Наши нужды определяются тем, чем Бог хочет, чтобы мы стали, а не тем, чем мы хотим быть или что хотим делать».
У нас много желаний, но относительно мало нужд. Психологи и консультанты выражают основные потребности человека по-разному, но нашей цели послужит следующий список, составленный мной по разным источникам:
• Физические потребности — потребность в пище, одежде, жилье и других жизненно необходимых вещах.
• Физическая защищённость — уверенность, что физические потребности будут удовлетворятся в будущем.
• Эмоциональная защищённость — потребность в признании.
• Цель в жизни — потребность чувствовать себя нужным.
• Возможность развивать свой потенциал — потребность в росте.
Замечательно осознавать, что Бог удовлетворяет все эти нужды:
• Физические потребности — Бог пообещал нам всё необходимое для жизни, если мы будем исполнять Его волю (Мф. 6:33).
• Физическая защищённость — Бог пообещал заботиться о нас в будущем (Мф. 6:34; см. Фил. 4:6).
• Эмоциональная защищённость — Бог предложил нам Свою безоговорочную любовь (см. Рим. 5:8; 8:35, 39).
• Цель в жизни — принадлежность ко Христу делает нашу жизнь осмысленной (см. Фил. 1:21; Еф. 2:10).
• Возможность развивать свой потенциал — мы можем духовно возрасти во Христе (см. Еф. 4:15; Кол. 1:28).
Конечно, в основе Божьей заботы о нас — дар Его Сына и обещание спасения. Мелоун говорил о «великих потребностях сердца — нужде в прощении, в мире и в духовной силе». Бог даёт всё это! Кроме того, восполнение Им наших духовных потребностей является гарантией Его заботы во всех других сферах: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32). Пентекост так комментирует этот стих:
«Если бы я пришёл в дорогой ювелирный магазин и купил самый красивый из имеющихся у них бриллиант, то, я уверен, продавцы не стали бы возражать, если бы я попросил вдобавок кусок бумаги, чтобы завернуть его. Для Бога, который отдал самую большую небесную ценность, чтобы удовлетворить нашу духовную потребность, ничего не стоит удовлетворить наши физические потребности».
Раз Бог удовлетворяет физические и духовные потребности, следует ли нам бросить свою работу, раздать всё, что у нас есть, и просто «полагаться на Него»? Нет. Наша работа и наше имущество являются частью заботы Господа о нас (см. Иак. 1:17). «Глупо думать, что вы можете расточить то, что дал вам Бог… и затем ожидать, что Он вмешается и восполнит вашу нужду» (Пентекост). Господь считает, что мы должны трудиться (2 Фес. 3:10) и делать всё от нас зависящее, чтобы обеспечить необходимым себя и других (Еф. 4:28; 1 Тим. 5:8). В то же время разве это не замечательно — осознавать, что Бог охраняет нас? Он позаботится о том, чтобы у нас было всё, в чём мы нуждаемся!
Но тогда возникает вопрос: как Бог удовлетворяет наши нужды? Как показано, Он даёт нам способности и возможности трудиться. Можно назвать и другие способы; например, о нуждах Павла Он заботился посредством других людей (Фил. 4:18), и в нашем случае может быть то же самое. Опять же, Он пообещал нам постоянную заботу свыше (Рим. 8:28). К тому же, Он всегда-всегда восполняет наши духовные нужды Своей любовью и участием (Рим. 8:39). Не столь важно в точности знать, каким образом Бог заботится о нас, сколько верить, что Он позаботится, — научиться полагаться на Него.
Действительно ли Бог способен позаботиться о всех наших нуждах? Далее в стихе 19 идёт фраза «по богатству Своему в славе». Толкователи спорят, к чему относятся слова «в славе»: к глаголу «восполнит» («славно») или к существительному «богатству» (славному богатству), или они подразумевают небо (страну «славы»). Однако все согласны, что этот стих говорит о том, что Божьи богатства славны — потому что они неиссякаемы.
Бог может позаботиться о множестве нужд бесчисленного числа Своих детей, потому что богатства Его в славе бесконечны. У человека, чьи средства ограничены, эти средства исчерпаются, когда он будет жертвовать их на различные дела; но если бы у человека были неограниченные средства, он мог бы и давать их неограниченно, и его запасы не истощились бы. Поскольку слава Божья бесконечна, Он может удовлетворять неограниченное число нужд и по-прежнему иметь бесконечный запас средств.
Таким образом, Бог «действующей в нас силой может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чём помышляем» (Еф. 3:20)! Уоррен Уирсби отмечает:
«Интересен контраст между Фил. 4:18 и 19. Если бы мы перефразировали Павла, то сказали бы это так: «Вы позаботились о моей нужде, и Бог позаботится о вашей. Вы позаботились об одной моей нужде, а мой Бог позаботится обо всех ваших нуждах. Вы пожертвовали от своей бедности, а Бог восполнит ваши нужды от Своего богатства в славе!»
Мы ещё не закончили исследовать эти великие строки. Нам нельзя упустить ключевые слова в конце стиха: «Христом Иисусом». Изумительное обещание стиха 4:19 исполняется «во Христе Иисусе» (Восстановительный Перевод; Славянское Евангельское Общество; Слово Жизни; Современный Перевод) и дано лишь тем, кто в «Христе Иисусе»: тем, кто крестился в Него и кто пребывает в Нём (Рим. 6:3, 4; Гал. 3:26, 27; Кол. 2:6). Пентекост уместно комментирует эти слова:
«Это обещание… предполагает послушание. Требовать выполнения обещания, не повинуясь Богу, есть дерзость. Это показывает отсутствие веры… Наш Господь сказал народу: “Отец Мой заботится о птицах и траве, но ищите прежде Царства Божьего, и это всё приложится вам”. Если Иисус Христос не занимает надлежащего места в нашей жизни и если у нас нет правильного отношения к Божьей воле, это дерзость — говорить: “[Наш] Бог восполнит все [наши] нужды”…»
Если, однако, мы преданно исполняем Его волю — в том числе жертвуем так, как следует, — Он пообещал, что восполнит всякую нужду. Это одно из великих благословений жертвования.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА (4:20)
Подойдя к кульминационной мысли 4:19, Павел не смог сдержать слов хвалы: «Богу же и Отцу нашему слава во веки веков» (4:20). До этого Павел говорил о «моём Боге»; теперь он присоединился к своим читателям: «наш Бог». Их Бог дал им «богатство в славе» (ст. 19); поэтому и Он, в Свою очередь, должен быть прославлен.
Фраза «во веки веков» на языке оригинала буквально означает «из поколения в поколение». Единственно, как люди того времени могли осмыслить вечность, это представить одно поколение за другим, за этим следующее, и так до бесконечности, не доступной человеческому пониманию. Бог должен быть прославляем вечно. Один из способов делать это — жертвовать так, как нам полагается. Осознание того, что мы прославляем Бога, — это одно из благословений жертвования.
Стих 20 завершается словом «аминь»: «да будет так» или «это правда». Вне всякого сомнения, написанное Павлом было верно и неоспоримо! «Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы перечислили ряд благословений, которые мы имеем, когда жертвуем, как велел нам Господь. Жертвовали ли филиппийцы ради того, чтобы получить эти благословения? Наверное, нет. Они просто любили Павла. Когда они узнали, где он и в чём нуждается, они послали ему помощь. Они, вероятно, были удивлены, когда узнали о тех многочисленных благах, которые принесла их щедрость:
• Они получили благословение, которое обретают от соучастия.
• Они познали удовлетворение от оказания помощи другим.
• У них появилась прибыль на небесном «счету».
• Их дар был угодной «жертвой» для Господа.
• Им было обещано, что Бог восполнит всякую нужду.
• В результате был прославлен Бог.
Никогда в этом не сомневайтесь: то, что филиппийцы получили за своё щедрое жертвование, получите и вы! «Давайте, и дастся вам: мерой доброй, утрясённой, нагнетённой и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» (Лк. 6:38).
Однако для начала вы должны отдать Господу самих себя (см. 2 Кор. 8:5). Помните, что эти благословения предназначены только тем, кто «во Христе». Если вы не крестились в Иисуса, уверовав и покаявшись (Мк. 16:16; Деян. 2:38; Гал. 3:26, 27), сделайте это сегодня.
#священное писание #изучение библии #библия онлайн #библиянакаждыйдень #религия #христианство