Олени, чум, бескрайняя тундра и никакой цивилизации ― так обычно представляют себе жизнь на Крайнем Севере те, кто никогда здесь не был. Однако современные оленеводы отличаются от своих предков. Да, они сохранили традиционный уклад, но и от некоторых достижений прогресса не стали отказываться. Например, они используют генераторы, мобильные телефоны, интернет и снегоходы.
Надежный снегоход в тундре ― это не способ получить экстремальные впечатления, а настоящий друг и помощник. В зимнее время оленеводы с его помощью пасут стада. Как изобрели снегоход? Чем его заправляют в тундре? Какой лучше выдержит условия Крайнего Севера? Зачем консервировать снегоходы и нужно ли их регистрировать? В этом видео мы расскажем, какой техникой пользуются оленеводы в наши дни.
Снегоход ― это транспортное средство для передвижения по снегу. К созданию такой техники в Советском Союзе приступили в конце 1950-х ― начале 1960-х годов. Первыми предшественниками современных снегоходов были аэросани и мотонарты. Однако в массовое производство эти разработки не пошли.
В то же время канадский изобретатель и основатель собственной фирмы Жозеф-Арман Бомбардье запустил в серию первый настоящий снегоход ― транспорт с легкими шасси, рассчитанный на одного-двух человек. В 70-х годах шесть таких образцов привезли на выставку в Москву. Три из них были куплены советской стороной, и на заводе «Рыбинские моторы» приступили к созданию аналогичного отечественного транспорта.
В марте 1971 года провели испытания первого снегохода «Буран». На него установили мотор от мотоцикла ИЖ-Юпитер-3. Но выяснилось, что он не подходит по целому ряду причин, в том числе и из-за небольшой мощности — всего 18 лошадиных сил. В декабре появился «Буран» с обновленным двигателем мощностью 27 лошадиных сил. Он прошел испытания и в 1973 году снегоход запустили в серийное производство. С тех пор конструкция «Бурана» неоднократно дорабатывалась, но кардинально не менялась. В 1982 году его модифицировали и создали снегоход «Барс». Он предназначался специально для военных и отличался наличием фары-искателя и места под рацию.
Чтобы в более теплую погоду мотор «Бурана» не перегревался, владельцы часто снимали капот, а вместе с ним и фару. Изобретатели учли этот момент и в 1986 году создали доработанную версию «Арктика», на ней фару разместили повыше и отдельно от капота. Правда серийная версия этого снегохода была готова только к 1990 году, зато ее снабдили новым мотором мощностью в 33 лошадиные силы, что обеспечило аппарату лучшую проходимость.
«Буран» был особенно популярен в условиях Крайнего Севера. Он одинаково хорошо проходил по глубокому снегу и редколесью, мог тащить за собой более 250 кг груза, легко запускался даже при низких температурах и был неприхотлив в обслуживании. Из минусов «Бурана» ― плохая звукоизоляция моторного отсека, а также далекая от идеала маневренность и управляемость. Кроме того, его нужно было регулярно чинить. Чаще всего возникали проблемы с электрозажиганием, бензонасосом и ручным стартером.
Тем не менее «Буран» стал народным снегоходом. Его также используют для прокладки лыжных трасс перед соревнованиями, а укатанную с его помощью дорогу называют буранкой.
И сегодня в тундре можно встретить оленевода на «Буране». Помимо этой техники используются отечественные «Тайга» и «Рысь», а также зарубежные Arctic Cat, Yamaha, Scandic. Наибольшей популярностью пользуется Yamaha VK540 IV. Это простой и надежный снегоход. Он оснащен 535-кубовым двигателем двухтактного типа, который быстро стартует в самый лютый мороз.
При выборе снегохода важно определиться, как вы планируете его использовать. Для развлечений с семьей или друзьями лучше взять туристическую модель. Обычно это быстрые, удобные, вместительные и в то же время безопасные снегоходы. Они подойдут для езды по лесу и по глубокому снегу. Именно такие снегоходы подходят новичкам.
На Севере же главное в снегоходе ― это хорошая проходимость, поэтому отдают предпочтение утилитарным моделям. Утилитарная техника отличается большой стойкостью и выдерживает серьезные нагрузки в суровых условиях. Часто это идет в ущерб скоростным показателям, но в них и нет необходимости. Как правило, максимальная скорость утилитарного снегохода не превышает 120 км/час. Обычно выбирают модели с большим топливным баком и телескопической подвеской. Она менее маневренна, но более надежна по сравнению с рычажной. Это важно, ведь под слоем снега могут скрываться различные препятствия. Помимо оленеводов, такую технику также используют рыбаки и охотники. В таком случае обязательно обращают внимание на расход топлива и уровень шума, чтобы и то, и другое было поменьше.
Для управления снегоходом нужны права категории АI. Как и любой другой транспорт, его необходимо зарегистрировать в Гостехнадзоре в течение 10 дней после покупки. Затем достаточно проходить техосмотр раз в год.
Летом снегоход консервируют ― очищают от загрязнений, сливают остатки топлива, смазывают подвески и покрывают специальным составом-консервантом. Это необходимо сделать, чтобы снегоход не покрылся ржавчиной и был, как новенький, к зимнему сезону. Интересно, что в редких случаях оленеводы могут продолжать ездить на снегоходе и летом. Для такого передвижения используют в основном старый транспорт, который могут заправлять конденсатом или «плохим бензином».
Кстати, топливом всегда запасаются впрок. Заправочных станций в тундре нет, и бензин можно купить только в поселках или факториях — перевалочных пунктах. В них расположены баня, склад, медпункт, кочевые образовательные учреждения и магазин с товарами первой необходимости, здесь же продают и топливо.
Средний снегоход стоит от миллиона рублей. Деньги на технику зарабатывают разведением оленей ― местные жители продают не только ценное мясо, но и рога, панты и шкуры. Это приносит основной доход. Кроме того, в разных регионах есть поддержка от местных властей. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе выдают гранты для семейно-родовых общин. Эти деньги можно потратить на покупку необходимой техники ― лодок, квадроциклов и снегоходов. А еще снегоход можно выиграть на национальном празднике День оленевода. Он проводится ежегодно и длится несколько дней. На празднике проходят состязания, за победу в которых вручают ценный приз.
Современные северяне обогревают чум печкой, ездят на снегоходах и нартах, пользуются интернетом и верят в существование мира добрых и злых духов. Достижения цивилизации не заставили их забыть наследие предков. Наоборот, многие дети после учебы в городах возвращаются обратно в тундру, чтобы продолжить дело отцов, кочевать со стадом оленей и сохранить уникальную культуру. Что заставляет их променять комфортный офис и благоустроенные кварталы на снежные просторы? Глядя на них кажется, что мы что-то упускаем в своей цивилизованной жизни. Что если в вечной гонке за успешным успехом, жители мегаполисов забыли, для чего вообще они это делают? Тогда нам, наверняка, есть, чему поучиться у северного народа.
Большое спасибо за просмотр! Если вам понравилось, поставьте лайк и оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал «Ямал-Медиа», чтобы узнать больше полезного.