«И все-таки, – думал я, – вот у дома есть каркас, на котором все держится, у человека или у ящерицы – скелет. Вынь из дома каркас или поломай позвоночник человеку (не дай бог, конечно!) – дом развалится, человек не сможет ходить. А у рассказа? Где у рассказа скелет или как там это называется?»
...Грузины рядом с заводской проходной поставили мангал и жарили шашлыки. Начиналась перестройка.
Я смотрел, как толстый грузин в белом фартуке нанизывает мясо на шампур, потом раз-
махивает газетой, раздувая огонь.
– Кушай, дарагой! – улыбался он.
Но я не хотел шашлыков. Я думал о каркасе.
Историю про Буратино и его друзей я выбрал неслучайно в качестве иллюстрации к
своим размышлениям.
Во-первых, эту сказку читал мне когда-то мой отец, а потом я читал своим детям. Во-вторых, эта история настолько хороша и самодостаточна, что некоторые сложные
вещи очень доходчиво можно объяснить на ее примерах.
В-третьих, эта история давно уже стала народной. Буратино знают и любят все – и взрос-
лые, и дети. Он герой многих анекдотов и почти так же популярен, как поручик Ржевский, Вовочка и пр.
В-четвертых, не такая уж эта книжка детская. Я видел портрет Алексея Николаевича Толстого в гостях у художника Петра Петровича Кончаловского. Солидный, толстый, серьез- ный дядька. Прошел войну, революцию, эмиграцию. Вернулся, был обласкан правительством, написал эту сказку после инфаркта. Это его литературное завещание потомкам.
Скажу вам честно, я всегда считал себя каким-то неправильным журналистом.
В учебниках, например, пишут, что журналистика – это деятельность, направленная на сбор, обработку, передачу и распространение актуальной информации.
Правильно пишут, но мой вам совет: не читайте учебники.
Вернее, читайте, но сопоставляйте то, что прочитали, со своим личным опытом и делайте выводы.