Мои друзья были очень удивлены, когда, уже после службы, узнали, что у нас в ВВ МВД СССР, в каждой роте оставался на ночь ответственный офицер / ну, или прапорщик /. Для них было привычным - дежурный по части /офицер / и дежурный по роте из числа сержантов. И больше на ночь в подразделении никого не было.
В больших частях / полках /ещё мог назначаться ответственный по части от управления. Наряду с дежурным.
Так мне рассказывали про артиллерийские части, БАО в ВВС, мотострелков. Ну и про стройбат.
Интересно, было ли такое положение-отсутствие ответственных в ночное время в ротном звене - характерно для всех родов и видов войск, или везде было по разному? Пожалуйста, если не затруднит - черкните пару строк в комментариях.
Мои друзья сделали для себя вывод, что в ВВ подобные меры действовали в рамках борьбы с дедовщиной.
И это так,но не совсем.
Обязанности контроля за личным составом для предотвращения неуставных взаимоотношений, лежали на ответственных как бы в нагрузку, прицепом. / Другое дело, что в реальности они были основными /. Но предназначением ответственных, в первую очередь, было - правильно и незамедлительно отреагировать на возможные экстренные ситуации, которые могли возникнуть на охраняемом объекте.
Во многих комментариях к моим предыдущим текстам прослеживается мысль, что почему- то в нашем обществе сложилось отношение к ВВ как, в первую очередь, охране МЛС.
И мысль эта абсолютно правильная.
Происходит это , наверное, в первую очередь, от незнания и стереотипности мышления.
Внутренние же Войска, между тем, выполняли множество задач.
Это и охрана объектов атомной промышленности, и железнодорожных мостов, и органов государственной власти и управления, и гос резерва, и... наверняка я что-то и упустил.
И ещё - специальные милицейские части.
Специфика службы везде отличалась, но неизменным было одно. Это необходимость мгновенно и грамотно отреагировать на всевозможные внештатные ситуации. Для этого и находится постоянно в подразделении человек, специально тому обученный и способный хладнокровно принять первичные решения исходя из сложившейся обстановки.
Применительно же к нашей специфике это, в первую голову, побег.
Караул, если действует сообразно правилам, способен адекватно среагировать и без подсказок. Организовать преследование. Обеспечить охрану места совершения побега. Выставить усиление.
В любом случае по тревоге поднимается подразделение, осуществляющее охрану данного ИТУ. И если преследование по горячим следам не дало результата, то в роте формируется группа / впрочем, она уже должна быть там сформирована давно /, которая выдвигается в помощь караульной группе преследования и подменяет её. Караул же никто со службы не снимал и он должен функционировать дальше в полном составе.
Плюс, рота выставляет усиление по периметру объекта, а усиление караула снимается и возвращается к несению боевой службы.
*
Вот все эти действия / да и не только эти /и должен выполнить и скоординировать ответственный офицер до прибытия командира подразделения, которому он же должен немедленно доложить о ЧП.
А исходя из моей, правда очень недолгой , всего лишь двухгодичной практики, я рискнул бы утверждать, что если караул несёт службу неукоснительно придерживаясь Устава и инструкций, то побег из МЛС практически исключён.
Если, конечно, не брать в расчёт всякие нетривиальные способы. Например, полёты на бензопиле ; покатушки на роликах, сделанных из шарикоподшипников, по линии электропередач ; прохождение в женской одежде через КПП, и прочую экзотику.
Впрочем, ни одному из вышеприведённых способов побега я свидетелем не был.
Но есть масса людей, готовых расшибиться в лепёшку, доказывая, что всё это происходило в действительности.
Справедливости ради, немало и тех, кто с пеной у рта доказывает, что ничего подобного не было и быть не могло.
Если всё же допустить, что таковые случаи имели место быть, то нельзя сомневаться в том, что уже на следующий же день новый способ побега будет рассмотрен, проанализирован, учтён, и будут выработаны соответствующие методики, призванные исключить подобное в будущем.
Исполнителям достаточно просто придерживаться инструкций, в которых эти методики будут закреплены, чтобы подобные способы побега впредь не увенчались успехом.
Недаром ведь существует избитая формула : "Уставы пишутся кровью".
*
Но пишутся и Уставы, и инструкци, и методики - в тиши кабинетов, где к услугам пишущих всегда есть чайник и недорогой буфет.
А исполнялись они на жаре, на морозе, в дождь, в метель- на " земле", обычными парнями, которым иногда и просто кипяток был в радость.
И всегда где-то в роте сидел ответственный офицер, который первым и принимал решения, если что. И отвечал за них.
Ну а попутно - с дедовщиной боролся...
*****
В последующих текстах я постараюсь написать о нескольких экстремальных ситуациях, которым я был свидетелем.
К счастью, таких было немного, но случались...
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ!
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!