Найти в Дзене
Жизнь и аутизм

Почему дети плохо себя ведут? Помощь для каждго. ABA - поведенческий подход

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД – помогает в обычной жизни Я решила рассказать вам про прикладной анализ поведения (ПАП) – та методика, с которой работают ребята-аутисты. Этот подход работает для любого человека! Если в отношениях есть какие-то поведенческие проблемы, то стоит об этом знать! Обычно я беру в пример детей, но у нас у каждого свой «внутренний ребёнок», все дела, поэтому информация актуальна для каждого. База любого поведения состоит из трех частей: 1) Причина, предыстория, триггер, по-научному – АНТЕЦЕДЕНТ. Что было до нежелательного действия. В качестве примера возьмем самого Даню, который ведет себя, как и любой ребенок. Например, я прошу Данилу поработать с прописями. 2) Само ДЕЙСТВИЕ. Данила кинулся на пол и стал горько плакать, сильно ущипнул меня. 3) ПОСЛЕДСТВИЕ. Отправила ребенка в угол, всё плачут, пьют валерьянку. Почему он так делает? Очень важно обратить внимание на то, что действие любого человека имеют причины, их всего три: 1) Что-то получить – привлечение внимания (в

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД – помогает в обычной жизни

Я решила рассказать вам про прикладной анализ поведения (ПАП) – та методика, с которой работают ребята-аутисты. Этот подход работает для любого человека! Если в отношениях есть какие-то поведенческие проблемы, то стоит об этом знать! Обычно я беру в пример детей, но у нас у каждого свой «внутренний ребёнок», все дела, поэтому информация актуальна для каждого.

База любого поведения состоит из трех частей:

1) Причина, предыстория, триггер, по-научному – АНТЕЦЕДЕНТ. Что было до нежелательного действия. В качестве примера возьмем самого Даню, который ведет себя, как и любой ребенок. Например, я прошу Данилу поработать с прописями.

2) Само ДЕЙСТВИЕ. Данила кинулся на пол и стал горько плакать, сильно ущипнул меня.

3) ПОСЛЕДСТВИЕ. Отправила ребенка в угол, всё плачут, пьют валерьянку.

Почему он так делает? Очень важно обратить внимание на то, что действие любого человека имеют причины, их всего три:

1) Что-то получить – привлечение внимания (в широком смысле),

2) От чего-то избавиться,

3) Сенсорная стимуляция,

Понятное дело, большинство детей уклоняются от нудных занятий – рассмотрим поведение УКЛОНЕНИЯ. Для каждого вида причин есть свои стратегии. Если ребенок отказывается что-то делать, а нам все равно надо, то нам помогут следующие подходы:

- Упрощение. Можно сократить, упростить или вообще отменить требование,

- Быть уверенным, что ребёнку это под силу. Если прописи просто противны и сложны для ребёнка, то можно начать к простым заданиям, которые похожи на раскраски.

- «Сначала – потом». Это инструкция спасла меня тысячу раз, как только Данила стал понимать обращенную речь. «Сначала мы пойдем магазин, а потом пойдем качаться на качелях», «Сначала мы съедим обед, а потом будем играть в планшет», «Сначала мы поедем в школу, а потом поедем к бабушке». Самое важное точно знать, что обожает ваш ребенок.

Поощрение – это одно из важных понятий в ПАП, потрать время, чтобы знать, что любит ребенок, это и есть золотой ключ в этом подходе. У человека действительно должна быть МОТИВАЦИЯ, чтобы что-то делать. Про поощрение расскажу отдельно еще пару слов.

Пробовали, не получается? Тогда берем стратегию два!

- Повторяем, требуем, что необходимо. Под запретом любимый телефон, вкусный пирог и шоколадки до тех пор, пока ребенок не согласится. Главное предотвратить такое поведение в будущем. И постепенно усложняйте требование.

Хотите сказать, ладно, с детьми всё понятно, как-нибудь сами и вообще они ангелочки. Но любое общение с людьми но отвечает одним из видов поведения.

Например, вы просите бойфренда помыть посуду, а он вам говорит – аячо, не мужик, не буду! Скандал, ссора, вы пошли мыть посуду сама. Со временем оба привыкнуть к такому сценарию, другой вопрос – а оно вам надо? Анализируйте любого человека и его поведение, вспоминайте, что стало антецедентом, про произошло и какое последствие. Поймите причину, спланируйте стратегию и действуйте! Сначала попросить помыть одну чашку, дайте за поцелуй. Будьте уверены, что одна чашка для него – раз плюнуть. Усложняйте, давайте жирные сковородки) «Давай сначала ты помоешь сковородку, а потом я пожарю твой любимый стейк». Конечно, я утрирую, но и без какого-нибудь коуча, вы обратите внимание, что это работает 😊

Позже я расскажу, что предлагают делать, если человек хочет что-то получить и что делать с сенсорной стимуляцией, а для окружающих последствия печальны.

Бывало ли у вас в жизни такое? Расскажите, какие у вас были такие ситуация и что с этим делали, интересно же!

Для этого поста я пользовалась книгу М.Л. Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход».

#аутизм #ресурсныйкласс #инклюзия #aba #рас