Найти тему

Наконец своими глазами увидел восстановленную Янтарную комнату. Заодно узнал много удивительных фактов о ней.

Не так давно знаменитая Янтарная комната, украшавшая Екатерининский дворец в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга, «отметила» свое 300-летие. Этот без преувеличения уникальный памятник искусства и истории пережил события, достойные описания в целом детективном романе или фильме вроде «Алмаза Раджи» Льюиса Стивенсона, «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова или советского «остерна» «Достояние Республики» либо советского же кинодетектива «Ларец Марии Медичи».

Еще в 1700-х годах курфюрст Бранденбурга Фридрих Третий (1657-1713, с 1701 года король Пруссии Фридрих Первый) со своей супругой Софией Шарлоттой занялся перестройкой загородного дворца Литценбург.

Курфюрст Бранденбурга Фридрих Третий, он же король Пруссии Фридрих Первый.
Курфюрст Бранденбурга Фридрих Третий, он же король Пруссии Фридрих Первый.

Затем он был переименован в Шарлоттенбург, так как в нем проживала София Шарлотта (1668-1705), и даже ее муж Фридрих мог приезжать туда лишь по ее приглашению.

София Шарлотта, первая королева Пруссии.
София Шарлотта, первая королева Пруссии.

Работы вели архитекторы Иоганн Арнольд Неринг, а затем Мартин Грюнберг и другие зодчие. В 1701 году резчик Готфрид Вольфрам приступил к изготовлению янтарного декора для этого дворца, выполнив к 1706 году панели из янтаря для одной стены и детали для второй. В 1707 году его сменили мастера Турау и Эрнст Шахт.

Дворец Литценбург (1700) располагался в нескольких километрах к западу от Берлина в излучение реки Шпрее.
Дворец Литценбург (1700) располагался в нескольких километрах к западу от Берлина в излучение реки Шпрее.

В 1705 году София Шарлотта, жившая отдельно от мужа, умерла от воспаления горла, но Фридрих продолжил возведение помпезного барочного дворца для укрепления своего королевского статуса в глазах других европейских монархов.

Сейчас Шарлоттенбург находится в составе современного Берлина и входит в 100 самых красивых замков и крепостей мира: ежегодно его посещают более полумиллиона туристов.
Сейчас Шарлоттенбург находится в составе современного Берлина и входит в 100 самых красивых замков и крепостей мира: ежегодно его посещают более полумиллиона туристов.

Что касается янтарных панелей, в 1709 году Фридрих решил оформить ими другой дворец – в Ораниенбурге (также недалеко от Берлина). В 1743 году опись этого дворца упоминает 32 зеркальных полотна, разделявших стены и расположенных попарно. Именно так они затем были установлены в Царском Селе. Данный прием предложил мастер Иоганн Фридрих Эозандер, работавший в Ораниенбурге.

Золотая галерея во дворце Шарлоттенбург.
Золотая галерея во дворце Шарлоттенбург.

На цоколях зеркальных пилястр галереи (плоских вертикальных выступов) уже тогда была размещена монограмма внука Фридриха Первого и короля Пруссии с 1740 года Фридриха Великого (1712-1786) – FR (Fredericcus Rex), попавшая впоследствии в состав Янтарной комнаты в Царском Селе.

Дворец Ораниенбург.
Дворец Ораниенбург.

После смерти Фридриха Первого в 1713 году при его сыне Фридрихе Вильгельме Первом (1688-1740) все дорогостоящие работы в прусских дворцах приостановились. Новый правитель на 27 лет ввел режим контроля и экономии. Готовые янтарные панно на тот момент находились в Оружейной палате в здании придворных конюшен. Новый король распорядился украсить ими небольшой кабинет Берлинского дворца.

Фридрих Вильгельм Первый.
Фридрих Вильгельм Первый.

Еще в 1712 году Фридрих Вильгельм Первый познакомился и подружился с русским царем Петром Первым (1672-1725). В 1716 году в знак дружбы он подарил «коллеге» Янтарную комнату. Ответным подарком российского самодержца стали: небольшой корабль, токарный станок, кубок из слоновой кости, выполненный лично императором, и… 55 гренадеров для королевского полка солдат-великанов.

Портрет Петра Первого кисти Жана-Марка Натье (1717).
Портрет Петра Первого кисти Жана-Марка Натье (1717).

Именно так – подарил живых людей: крепостное право в России начинало входить в полную силу. Но не только в России: тот же Фридрих Вильгельм Первый получил полк драгун от курфюрста Саксонии Августа Сильного 1670-1733) за коллекцию китайских ваз, доставшуюся ему по наследству. В 1740 году даже великий русский ученый Михаил Ломоносов (1711-1765) под Дюссельдорфом был обманом «забрит» пруссаками в рекруты, но успешно бежал.

Елизавета Петровна.
Елизавета Петровна.

18 ящиков с янтарными панно прибыли в Кенигсберг (ныне Калининград в составе Российской Федерации), затем по Балтийскому морю в Мемель (ныне Клайпеда в составе Литвы), далее в Ригу (ныне в составе Латвии) и наконец к середине 1717 года – в Санкт-Петербург. Вероятно, более четверти века они находились во флигеле Летнего дворца на реке Фонтанке.

Фасад Третьего Зимнего дворца (1720).
Фасад Третьего Зимнего дворца (1720).

Только когда в 1743 году на трон вступила дочь Петра Первого Елизавета (1709-1762), она повелела использовать три панели для убранства аудиенц-каморы – зала для официальных приемов в составе Третьего Зимнего дворца. Он был создан в 1719-1723 годах по проекту итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли.

Фридрих Великий.
Фридрих Великий.

Именно Растрелли объединил все янтарные детали зеркальными пилястрами в резных золоченых рамах. Деревянные элементы выполнили из липы и выкрасили и отполировали под янтарь. В 1745 году мастер Я. Зур установил в Третьем Зимнем дворце четыре янтарные рамы с зеркалами. (Три уже были в «комплекте» Янтарной комнаты, а четвертую Елизавете Петровне подарил новый король Пруссии Фридрих Второй (он же Великий, 1712-1786).

Екатерининский дворец в Царском Селе.
Екатерининский дворец в Царском Селе.

В 1746-1753 годах в связи с перестройками дворца янтарный декор постоянно переносили с места на место. Еще в 1743 году началось строительство загородной резиденции Елизаветы в Царском Селе. В 1752 году руководство работами было поручено Растрелли. В 1755 году ему также было дано задание выполнить в Большом Царскосельском (ныне Екатерининском) дворце Янтарную комнату на основе Янтарного кабинета из Третьего Зимнего дворца.

Ф.Б. Растрелли.
Ф.Б. Растрелли.

Кабинет разобрали и в ящиках на руках перенесли в Царское Село, где Растрелли разместил его в помещении площадью около 100 кв м, добавив зеркальные пилястры и живопись, имитирующую янтарную мозаику, а также резные золоченые композиции и скульптурные десюдепорты (декоративные композиции над дверьми). Вместо картин в янтарные рамы поместили мозаики с изображениями аллегорий пяти чувств (зрения, вкуса, слуха, осязания и обоняния), выполненные в 1750-х годах во Флоренции по эскизам художника Джузеппе Дзокки.

Королевство Пруссия в составе объединенной Германии в 1871 году.
Королевство Пруссия в составе объединенной Германии в 1871 году.

В 1758 году из Пруссии прибыл мастер Ф. Рогенбукк, ставший смотрителем Янтарной комнаты и руководителем Царскосельской янтарной мастерской. С 1765 года формировалась коллекция изделий из янтаря, 60 из которых затем разместили в витринах в Янтарной комнате. Рогенбукк вместе с другими немецкими и русскими мастерами четыре года работал над созданием новых янтарных пьедесталов под зеркальные пилястры с наборным рисунком, израсходовав 450 кг янтаря. Из Берлина были доставлены янтарные маски с резными гирляндами из фруктов и прочие детали. В 1771 году установили привезенный из Пруссии незаконченным доработанный десюдепорт.

Многолетняя «дружба» Пруссии и России зиждилась не только на династических баках, но и на разделе сфер влияния на востоке Европе. В 1770-90-х годах три империи успешно поделили между собой Речь Посполитую. Таким образом, их границы сошлись, что впоследствии привело к столкновению бывших союзников в двух мировых войнах.
Многолетняя «дружба» Пруссии и России зиждилась не только на династических баках, но и на разделе сфер влияния на востоке Европе. В 1770-90-х годах три империи успешно поделили между собой Речь Посполитую. Таким образом, их границы сошлись, что впоследствии привело к столкновению бывших союзников в двух мировых войнах.

Янтарь пересыхал и рассыпался, что уже в XIX веке требовало постоянных усилий реставраторов. В 1913 году последний российский император Николай Второй распорядился произвести очередной ремонт Янтарной комнаты, но этому помешала начавшаяся Первая мировая, а затем и Гражданская войны.

Карта Европы к началу Первой мировой войны в 1914 году.
Карта Европы к началу Первой мировой войны в 1914 году.

После Февральской революции в 1917 году под руководством историка искусства Г.К. Лукомского была проведена фотофиксация особо ценных предметов царскосельских дворцов. Выполненный тогда автохром Янтарной комнаты на стекле поныне считается единственным ее цветным изображением. В 1933-35 годах архитектор И.В. Крестовский провел серьезную реставрацию Янтарной комнаты. Следующая реставрация была назначена на 1941 год…

Янтарная комната. Цветной автохром (1917).
Янтарная комната. Цветной автохром (1917).

С самого начала ВОВ музейные ценности из пригородных дворцов Ленинграда стали вывозить вглубь страны – в Горький (ныне Нижний Новгород), Новосибирск, Сарапул. 23 августа 1941 года ушел последний эшелон с ценностями из Екатерининского дворца. До 15 сентября 1941 года музейные коллекции отправляли в Ленинград, где затем они хранились в подвалах Исаакиевского собора. Янтарную комнату сначала планировали также эвакуировать, но из-за того, что янтарные панно стали осыпаться (а из сотрудников осталось только пять женщин), было решено законсервировать их на месте.

С 17 сентября 1941 года до 24 января 1944 года Царское Село (город Пушкин) было оккупировано немецкими частями, в числе которых была команда по трофейным произведениям искусства – Kunstkomission. Двое офицеров-искусствоведов (Сольмс-Лаубах и Пенсген) занялись организацией демонтажа янтарных панно, чтобы затем перевезти их на хранение в подвал Рижского замка, а далее – в «музей фюрера» в Линце. Однако судьба Комнаты сложилась иначе.

Кенигсбергский замок перед Второй мировой войной.
Кенигсбергский замок перед Второй мировой войной.

Известно письмо гауляйтеру Пруссии Эриху Коху с таким фрагментом: «В огне войны гибнут многие культурные и исторические ценности мирового значения. Не исключено, что такая участь может постичь замечательные произведения выдающихся мастеров и Янтарную комнату, национальную гордость Германии, находящуюся в Екатерининском дворце города Пушкина. Необходимо принять все меры для возвращения того шедевра в лоно родины и, поскольку она сделана из русского янтаря – в Восточную Пруссию, в Кенигсберг». Эрих Кох и директор Художественных собраний Кенигсберга Альфред Роде убедили Гитлера до создания музея в Линце выставить Янтарную комнату в Восточной Пруссии.

Янтарная комната в Кенигсбергском замке (1942).
Янтарная комната в Кенигсбергском замке (1942).

Янтарные панно перевезли в Кенигсберг уже в ноябре 1941 года. С апреля 1942 года они выставлялись в южном крыле дворцового комплекса. Роде опубликовал в журнале «Пантеон» статью о Янтарной комнате, по фото к которой стало понятно, что одна из флорентийских мозаик была похищена еще до вывоза Комнаты из Екатерининского дворца.

Кенигсбергский замок после бомбежек английской авиации в 1944 году.
Кенигсбергский замок после бомбежек английской авиации в 1944 году.

В феврале-марте 1944 года в связи с массированными бомбардировками английской и американской авиации городов Восточной Пруссии янтарные панели демонтировали и укрыли в ящиках в подвале Королевского замка (был заложен во время крестового похода против язычников-пруссов в 1255 году чешским королем Оттокаром Вторым Пржемыслом). 27 и 29 августа 1944 года британские бомбардировщики разрушили большую часть Кенигсберга, включая дворцовый комплекс. Однако Янтарная комната уцелела почти полностью, в январе 1945 года немцы попытались вывезти ее вглубь Германии, но советские танки перекрыли железную дорогу.

Золотая анфилада Екатерининского дворца (1944).
Золотая анфилада Екатерининского дворца (1944).

В мае 1945 года в одной из башен Королевского замка в Кенигсберге советскими специалистами была обнаружена мебель из Екатерининского дворца. А. оде сообщил, что Янтарную комнату перенесли в северную часть здания, где она, вероятно, сгорела при штурме Кенигсберга советскими войсками между 9 и 11 апреля 1945 года. Были найдены фрагменты золоченой лепки, медные петли предположительно от дверей Янтарной комнаты и остатки обгоревших ящиков.

Советские солдаты водружают красное знамя на здание Царскосельского лицея (январь 1944).
Советские солдаты водружают красное знамя на здание Царскосельского лицея (январь 1944).

В марте 1946 года музейный хранитель Царскосельского дворца А.М. Кучумов и завсектором музеев отдела культуры Ленгорсовета С.В. Трончинский обнаружили около наружной лестницы Большого Орденского зала Кенигсбергского замка три обгоревших фрагмента флорентийских мозаик, что поставило под сомнение версию о гибели янтарных панно в огне. Когда Кучумов и Трончинский попытались найти Роде, оказалось, что он и его жена умерли от дизентерии в городской больнице еще в декабре 1945 года. Есть веские основания предполагать, что их гибель была насильственной. Судя по всему, Роде знал, где именно в Кенигсберге или его окрестностях была перепрятана Комната. Немцы просто не захотели ее отдать.

Над воссозданием Комнаты реставраторы работали около 20 лет.
Над воссозданием Комнаты реставраторы работали около 20 лет.

Кучумов также выдвинул версию о том, что одна из особых поисковых групп НКВД, НКГБ или Смерша, занимавшихся поиском трофейных ценностей, обнаружила уцелевшую Янтарную комнату в Кенигсбергского замке. Согласно данной версии, Комнату передали в фонд для расчетов с американцами за долги по поставкам в рамках ленд-лиза, переправили в Восточный Берлин, а в 1950 году тайно вывезли в американскую зону оккупации Западного Берлина. Советское правительство просто продало ее американцам (некоему неизвестному миллиардеру) для оплаты долга СССР за военные поставки.

Характерно, что в 1955 году в ходе визита правительственной делегации СССР в ГДР, по настоянию Н.С. Хрущева, в Восточную Германию были возвращены 1240 картин из собрания Дрезденской галереи, вывезенные советскими войсками в 1945 году в качестве трофеев. А в 1958 году в Германию из Эрмитажа был передан Пергамский алтарь, также ставший советским трофеем в 1945 году.

Воссозданная Янтарная комната в Екатерининском дворце в наши дни.
Воссозданная Янтарная комната в Екатерининском дворце в наши дни.

В 1967 году была создана Комиссия по розыску Янтарной комнаты. Она собрала множество документов и обследовала подвалы, бункеры, шахты и подземные хранилища. Однако деятельность Комиссии не принесла желаемого результата и в 1984 году была прекращена. (В Восточной Германии поисками Комнаты занималась особая группа МГБ ГДР). Удивительно, но в том же 1967 году остатки Кенигсбергского замка, в подвалах которого могли храниться янтарные панно, были взорваны по решению первого секретаря областного комитета КПСС Николая Коновалова. Советские номенклатурщики связали данный факт с тем, что замок являлся «символом прусского милитаризма».

В 1969 году была даже срыта вершина горы, на которой стоял замок. Такое впечатление, что советские чиновники пытались замести следы и скрыть нечто, известное только им. В части Восточной Пруссии, отошедшей по окончании Второй мировой войны в состав Польши, аналогичные бывшие замки Тевтонского ордена были бережно восстановлены и до сих пор привлекают множество туристов. Поляки не стали пенять на «прусский милитаризм», хотя исторически они воевали с немцами многие века. Видимо, версия с тайной продажей Янтарной комнаты советским правительством американцам имеет право на существование.

Цокольная панель с монограммой Фридриха Великого.
Цокольная панель с монограммой Фридриха Великого.

Уже 10 апреля 1979 года, за 5 лет до прекращения работы Комиссии по розыску Янтарной комнаты, Совет Министров СССР принял решение о ее возрождении, а еще раньше объединение «Росмонументскульптура» изготовило модель панно. (То есть советское руководство уже точно знало, что Комнату не найдут?). Затем воссоздание Комнаты было поручено Ленинградскому объединению «Реставратор». Использовались различные фотографии, первая из которых была сделана еще в 1859 году Теофилем Готье, а последняя – в 1942 году. А.А. Кедринский разработал подробный проект воссоздания Янтарной комнаты из шести томов рабочих рисунков и документацию по ее архитектурно-декоративному убранству. В июле 1986 года проект получил одобрение.

Деталь Большой Янтарной рамы южной стены.
Деталь Большой Янтарной рамы южной стены.

В течение двух десятилетий Калининградский янтарный комбинат оставлял около шести тонн янтаря-сырца. Мастерская во Флоренции, изготавливавшая мозаики для Янтарной комнаты, существует и поныне. В музее при мастерской сохранились цветные рисунки для мозаик, которые итальянцы передали нашим мастерам. В 1994 году в Янтарной комнате Екатерининского дворца были установлены воссозданные Царскосельской янтарной мастерской цокольные панели, а в 1997 году – одно из восьми больших панно.

В 1999 году в Царское Село была возвращена флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», похищенная еще до демонтажа панелей немцами. Ее вернул некий Ахтеманн, отец которого воевал на Восточном фронте в звании офицера медицинской службы и вывез мозаику в Германию. Также в 1999 году эксклюзивным спонсором возрождения Янтарной комнаты стала немецкая компания Рургаз, безвозмездно передавшая 3,5 миллиона долларов. 31 мая 2003 года, к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга возрожденная Комната была открыта. Однако до сих пор существует вероятность того, что ее оригинал все еще складирован в неких неизвестных широкой общественности немецких хранилищах. Возможно, даже в Калининграде, где Комнату безуспешно искали многие десятилетия.

Деталь Большой Янтарной рамы южной стены.
Деталь Большой Янтарной рамы южной стены.

Периодически появляются сообщения о том, что она наконец найдена. Так, летом 2019 года на северо-востоке Польши был обнаружен тоннель, ведущий в немецкие бункеры Второй мировой войны, - теоретически Комната могла была быть спрятана там. А в сентябре 2021 года польские дайверы пытались найти ее в музейных ящиках на затонувшем в Балтийском море немецком судне «Карлсруэ». В любом случае, пребывание янтарных панно в течение десятков лет в сырости и темноте безвозвратно испортило бы этот шедевр. Другое дело, если он и сейчас находится в частной коллекции лица, пожелавшего остаться неизвестным.

В заметке использованы данные из путеводителя «Янтарная комната», В. Плауде, ГМЗ «Царское Село», Торговый дом «Медный всадник», 2019, Санкт-Петербург.

Сцена из фильма «Достояние Республики»

Также на канале:

Янтарные берега: калининградский янтарь - лишь верхушка айсберга

По ту сторону готов: Какова судьба трофейной немецкой библиотеки?

Почему Германия дважды капитулировала во Второй мировой войне?

Клады древнего Смоленска (серебро славян и викингов)

Как один немец уничтожил крупнейший в Европе клад золотых монет

Байка из жизни кладоискателей

«Полная Березина» Олега Соколова

Как еврейские банкиры из Германии развивали Российскую империю

Хюгге по-императорски: как жили Романовы в Гатчине?

Александр Третий со «звездой Давида», или «Лишняя хромосома» Владимира Мединского

Как спасали фрески Макарьевского монастыря?

Почему прибалты – это почти славяне

Загадка здания Z в Пергаме: Чего не знали немецкие археологи?

Как жили немецкие бюргеры в Прибалтике? (Дом Менцендорфа)

Первые русские в Латвии, или Уголок Москвы в центре Риги