130,9K подписчиков

Что такое вебтуны и почему их так любят корейцы?

454 прочитали

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение. Книгу выбирают по обложке, и именно она всякий раз подсказывает нам, какое чтиво лучше подойдет совсем еще маленькому ребенку, юноше «со взором горящим» или уставшему от рабочих будней взрослому. Недоумение вызывают лишь комиксы. Эти небольшие по размерам журналы или книжицы с яркими обложками и многочисленными иллюстрациями в буквальном смысле способны сбить с толку рядового гражданина, даже не подозревающего о том, что графические новеллы (те же комиксы) зачастую носят совсем уж не детский характер. И в целом являются не легковесным чтивом, как принято думать, а самым настоящим культурным явлением, отдельным жанром, если угодно…

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.

В России полноценное комиксовое движение только набирает обороты, когда как в Азии и США графические романы уже довольно давно являются объектами пламенной фанатской любви и массового коллекционирования. Стать обладателем редкого комикса – значит заполучить в свои руки настоящее сокровище, стоимость которого, кстати, с течением времени может возрасти в несколько десятков раз! В Америке особенной популярностью пользуется, так называемая, «супергероика» - графические новеллы, повествующие о людях с необычными способностями, которые в любое время дня и ночи готовы спасать мир. В целом, они довольно однообразны, и повествование в них всякий раз следует по очень схожему сценарию – меняются лишь декорации вокруг главного героя. Другое дело – азиатские комиксы. Оригинальные, яркие и, конечно же, узнаваемые графические новеллы – отдельный вид искусства со своими законами и философией. И в данном контексте мы чуть подробнее остановимся на современных корейских комиксах.

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-2
Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-3
Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-4

Однако сперва немного истории. Комиксовая культура Южной Кореи по темпу своего развития чем-то схожа с российской: разница лишь в том, что русские люди сами не слишком жаловали графические новеллы как жанр. А вот корейцам читать, а уж тем более рисовать, комиксы запрещало правительство, поэтому долгое время продажа подобного рода книг носила практически нелегальный характер. Вплоть до конца 90-х годов южнокорейское правительство подвергало комиксы жесткой цензуре: за найденную в школьном рюкзаке книжку ученик подвергался наказанию, как со стороны учителей, так и родителей. А найденный комикс публично сжигался на школьном дворе. Главная претензия к графическим новеллам формулировалась просто: они пропагандирует насилие и секс. Впрочем, ничего необычного.

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-5

«Публичные порки» устраивались с завидной регулярностью, и к середине 90-х годов правительством Южной Кореи было арестовано более 100 изданий, подозреваемых в выпуске запрещенных комиксов. Те же конторы, которым удалось избежать наказания, впоследствии были закрыты из-за экономического кризиса. А добило индустрию, как известно, пиратство: уже существующие комиксы сканировались и бесконтрольно выкладывались в сеть, поэтому официальные продажи попросту потеряли всякий смысл.

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-6

Однако пиратство в определенной мере сыграло на руку художникам, работающим на просторах Интернета. Раз уж поклонники комиксов хотят видеть свои любимые романы в сети, значит, и рисовать их следует там же. Графические новеллы, созданные в Интернете, получили название вебтуны, и при их разработке авторы использовали макеты для рисования в виде книжных страниц. Это было сделано для того, чтобы пользователи, читающие комиксы на сайте, как бы «перелистывали» страницы с помощью кнопок интерфейса. К слову, такой способ оказался крайне неудобным, однако это уже был шаг в нужном направлении.

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-7

В 2002 году, после череды не слишком удачных экспериментов, авторы вебтунов пришли к простому и элегантному умозаключению: рисовку комиксов было решено выполнять на «бесконечном холсте». Говоря простым языком, иллюстрации располагались на длинном вертикальном макете, и их не нужно было постоянно перелистывать – только скролить с помощью колесика мышки. Подобная механика по сей день используется при ежедневном просмотре новостных страниц и лент событий, поэтому авторы вебтунов рассчитывали, что таким образом пользователям будет удобнее и привычнее читать любимый комикс в Интернете. Так, собственно, и получилось.

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-8

Первый корейский вебтун вышел все в том же 2002 году и носил название «Pape & Popo» . Формат настолько зашел не только истинным поклонникам комиксов, но и простым пользователям сети, случайно заглянувшим на огонек, что уже через год начали появляться отдельные сайты, на которых публиковались исключительно вебтуны. И аудитория у них была просто огромная!

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-9

С появлением планшетов и мощных смартфонов создатели вебтунов переключились на интерактивные мобильные приложения, которые сделали процесс чтения комикса еще более удобным (если такое вообще возможно!). Теперь любимое чтиво можно было взять с собой, отсортировать новеллы по жанрам и авторам или оставить комментарий. Да и сами комиксы слегка преобразились: в них появилась анимация и звуковые эффекты.

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-10

Ну, и главный вопрос: почему же современные корейские комиксы получили название «вебтуны». Этот термин сформировался не сразу, и поначалу пользователи называли свои любимые электронные комиксы «вебмик» (от «web» и «comics»). А вот «вебтун» появился чуть позже и вошел в обиход благодаря СМИ. Название сложилось из двух английских слов «web» (сеть) и «cartoon» (мультфильм).

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-11

Как ни парадоксально, но широкая популярность вебтунов в Южной Корее, послужила толчком к повышению спроса на бумажные комиксы. Многие издательства стали выпускать книги на основе уже существующих в сети вебтунов, оснащая печатные книги яркими, красочными обложками. Параллельно с этим, поклонники комиксов продолжали читать любимые графические новеллы в сети по подписке или на бесплатных тематических сайтах.

Среди всего разнообразия книг и журналов мы, как правило, без труда можем определить, на какой возраст рассчитано то или иное литературное произведение.-12

Индустрия комиксов в Южной Корее прошла очень тернистый путь, благодаря чему сформировала совершенно уникальные, свойственные только ей черты. Благодаря смелым попыткам сделать корейские комиксы доступными для всех и каждого, авторы вебтунов превратили их в одно из самых популярных и известных культурных явлений страны. А это, согласитесь, совсем немало!

Узнайте больше о жизни корейцев в России в моём авторском фильме "Корейцы в России":

Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii