Летом 1950 г. началась война в Корее, на стороне южнокорейцев выступили войска ООН. На помощь северянам выдвинулась Китайская добровольческая армия. А СССР направил в Китай истребительный авиационный корпус для защиты от бомбардировок военных объектов и коммуникаций, прикрытия малоопытных северокорейских и китайских летчиков. Местом базирования ИАК стала пограничная территория КНР и Северной Кореи в районе реки Ялуцзян.
Советским реактивным МиГ-15 противостояли американские новейшие истребители F-86 «Сейбры». Их летные характеристики были примерно равны, но американцы имели высокоточные электронные прицелы и радиодальномер (что позволяло им вести огонь с расстояния в 2500 м), и кабину с более широким обзором (из-за чего к ним сложно было подобраться сзади).
Для изучения советским инженерам нужен был целый «Сейбр», командование поставило цель вынудить пилота совершить посадку и взять в плен американский истребитель. Присланные специально для этого летчики-испытатели не справились с задачей, после гибели их командира группу расформировали.
Позднее захватить целый F-86 все-таки удалось, сделал это выдающийся летчик-ас командир 196-го авиационного полка полковник Евгений Пепеляев. Ему удалось добиться от командования новых усовершенствованных МиГ-15бис для своего полка. 6 октября 1951 г. юго-западнее г. Пакчхон разгорелся воздушный бой между 10-ю МиГами и и 16-ю F-86.
Пепеляев благодаря успешному маневрированию смог зайти в хвост противнику, для лучшего прицеливания перевернул самолет, чтобы перегрузка не вытягивала из кабины, и точным выстрелом 37-мм снаряда попал позади фонаря. Тем самым повредив двигатель самолета и катапультное кресло, из-за чего пилот не смог выпрыгнуть и произвел вынужденную посадку на северокорейской прибрежной полосе.
Летчика эвакуировал вертолет, но «Сейбр» американцы уничтожить не успели, начавшийся прилив скрыл его под водой. Из аэродрома Аньдун к месту посадки немедленно отправили группу советских техников. Во время отлива им удалось разобрать и под обстрелом вывезти американский истребитель, который вскоре был переправлен в Москву, а затем доставлен для изучения в НИИ ВВС.
В результате проведенных исследований руководство СССР одобрило предложение инженера Кондратьева — построить копию F-86, но с отечественным двигателем. Для этого было создано специальное опытно-конструкторское бюро, но эта идея так и не получила своего воплощения. Позднее на базе воссозданного ОКБ работал Павел Сухой над своим экспериментальным истребителем Су-1.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки!