Как период правления В.В. Путина писался во Франции 200 лет назад
Для начала, как водится, опять договоримся о терминологии.
Словечко «революция» пришло в русский, скорее всего, из немецкого, или французского. А в романо-германских языки оно попало из латыни– от revolve (вращаться, оборачиваться).
Так, что, собственно говоря, в исходном значении словечко «революция» означает просто «переворот».
Это в русском слова «переворот» и «революция» в политическом смысле приобрели несколько разные смысловые оттенки – первое скорее негативно, подразумевая простой захват власти, второе – имеет в виду некие кардинальные изменения, связанные с этим захватом власти.
Мы будем говорить именно о революциях, а не о переворотах, а сей этимологический разбор тут понадобился, чтобы не ломать копья о благости или вредности октябрьской революции - не о том речь
У всех революций есть куча схожих элементов, все они обычно имеют общие сюжеты в сценариях.
Обычно так: сначала группировка радикалов ломает существующее положение, особые усилия прилагая к тому, чтобы это старое положение не вернулось; потом приходит более умеренная группировка, решившая, что цели революции достигнуты, пора пожинать плоды - и истребляет или подавляет радикалов, не способных вовремя остановиться.
В XVII веке английские парламентарии - индепенденты попытались ограничить власть короля (переворот), потом левеллеры отрубили королю голову и провозгласили республику (революция), а кончилось это диктатурой Кромвеля и реставрацией монархии после смерти оного.
В конце XVIII парижские санкюлоты…
О, тут и начинаются толстые, жирненькие исторические спирали….
А давайте сравним Великую Французскую революцию XVIII века и Октябрьскую 1917-го года
Итак:
14 июля 1789 г – взятие Бастилии. Это пока еще только переворот – монархия сохраняется, хоть и ограничивается Национальным собранием, затеивается выработка конституции и учредительное собрание.
Аналог в России, пожалуй, - Февральская революция (тоже скорее переворот), Временное правительство.
Потом – период бардака что во Франции, что в России, сопровождающийся подспудной борьбой партий и группировок и контрреволюционными эксцессами.
Кончается это собственно революциями – во Франции казнью короля, провозглашением республики и отменой феодальных повинностей (1792г), в России – Октябрем.
Затем, и там и там – гражданская война и иностранная интервенция, красный террор, белый террор.
По ходу общей резни – возвышаются самые радикальные группировки: во Франции якобинцы истребляют «умеренных» жирондистов, в России – большевики отделываются от первоначальных союзников, вроде левых эсеров.
После того как радикалы выполнили свою роль – ликвидировали угрозу восстановления «старого режима», от них пришлось избавляться: пора ведь уже и просто жить, а не бесконечно воевать.
Во Франции это – период от Конвента до Консульства (1794 – 1799 гг), когда были уничтожены якобинцы (прозванные «бешенными»), в России (ставшей уже СССР) – период от НЭПа до примерно 1938 г, когда были истреблены самые «радикальные» группировки внутри страны, вроде троцкистов.
Закончилось это благополучным пожинанием плодов революции и там, и там – в форме империй. ( СССР, правда, так не назывался, Сталин удовлетворился титулом генсека, но суть не меняется.)
И Сталин, и Наполеон в конечном счете разгромили внешних и внутренних противников и подчинили пол-Европы, при этом навязав ей свою политико-экономическую модель.
Дальше - небольшое расхождение: Наполеон вовремя не остановился, полез в непонятную ему Россию, и его империя в результате оказалась недолговечной. СССР продержался дольше.
Но конец все равно одинаков: Реставрации (во Франции - 1814-1815 г), в России – 1991-1993 гг.), в результате которых новые власти отбросили свои страны лет на 100 назад (Франция – к махровому феодализму, Россию – к самому дикому капитализму) – при том, что даже подчиненные ими страны в большинстве оставили у себя многие привнесенные революциями изменения (буржуазный Кодекс Наполеона продолжал действовать в Европе, как потом страны Восточной Европы оставили у себя и основы госрегулирования и социалку, «навязанные» Советами).
Вот тут мы и подходим к «спирали».
Что там во Франции было после Реставрации ?
Июльская революция 1830 г. Это когда совсем уж тупой и ненавидимый народом режим «ничего не понявших и ничему не научившихся» феодальных роялистов Людовика XVIII сменился режимом буржуазного короля Луи Филиппа, вынужденного считаться с простым народом и вернуть хотя бы часть завоеваний революции XVIII века.
Аналогия с Путиным, постаравшимся (слава богу, без очередной революции) избавиться от совсем уж уродливых проявлений «реставрации» 1990-х, приструнить самых отмороженных «феодалов»-олигархов, избавиться от иностранного управления и восстановить часть социальных завоеваний и госконтроль, весьма очевидна.
Но можно проверить.
Что там с этой самой «июльской монархией» Луи Филиппа, что она собой представляла ?
Берем с полки учебник истории («Новая история. Первый период», М., «Высшая школа»,1983 г.), читаем:
При Луи Филиппе господствовала не французская буржуазия, а лишь одна ее фракция: банкиры, биржевые и железнодорожные короли, владельцы угольных копий, железных рудников и лесов, связанная с ними часть земельных собственников - так называемая финансовая аристократия. Она сидела на троне, она диктовала в палатах законы, она раздавала государственные доходные места, начиная с министерских постов и кончая табачными лавками
О как. Это я точно про 1830-1840-е о Франции прочитал, а не о России 2000-х ?
Привет Грефу (Сбербанк), Алекперову (Лукойл), Дерипаске (Русал) и прочая, прочая...
А вот кто вспомнит фамилии каких-то современных российских промышленников и хайтековцев, типа Демидовых, Форда, Джобса и т.д. ?
Постскриптум
Чем хороши "спирали" - иногда по ним можно с высокой степенью вероятности догадаться, что будет дальше...
Период Луи-Филиппа во Франции – лишь середина междуцарствия между Первой и Второй империями, ну а так – после него был и приход к власти промышленников, и много чего еще…
Но это – уже совсем другая история…
----------------------------
Еще об исторических совпадениях, на примере банков:
Спирали: Локомотивы реформ - банки, или В тайге много диких обезьян