Найти в Дзене

Нескучная прогулка по Маросейке

Оглавление

Мортье и Разумовская

Угловой дом с полуротондой (№2) связан с событиями 1812 года. Здесь находилась резиденция коменданта Москвы – наполеоновского маршала Мортье. Через полтора года этот же Мортье подпишет капитуляцию Парижа, через двадцать лет – будет послом в Санкт-Петербурге.

Уезжая из Москвы, маршал выполнил приказ Наполеона: взорвал Кремль. Получилось плохо: Кремль был крепче, чем думал француз.

В нетронутый пожаром особняк XVIII века возвратилась настоящая хозяйка, графиня Варвара Разумовская. Граф от нее давно ушел, забрал детей и заставил платить «алименты». Добрая, робкая старушка была дочерью богатейшего помещика России, владельца 140 000 душ Петра Шереметева – и все-таки запуталась в долгах. Графиня попала под власть своего крепостного лакея, он и ободрал ее как липку. Бывший лакей, а теперь первой гильдии купец Сыров, после смерти своей госпожи стал хозяином здания с полуротондой.

Дом №2, фотография автора
Дом №2, фотография автора

Непроизносимый дом

Напротив, на месте древнего Угрешского подворья, стоит памятник конструктивизма (№3). Зеленоватый дом с балконами построил в 1929 году инженер Цветаев (двоюродный брат поэтессы). В народе это здание назвали попросту «дом трестов», ибо реальные имена здешних контор были словамисороконожками. Какой нормальный человек станет произносить «Инкубатороптицецентр»?

Дом №3, фотография автора
Дом №3, фотография автора

В Клинниках или в Блинниках?

За домом трестов радует глаз красная церковь Николая Чудотворца в Кленниках… или в Блинниках? Последний вариант бытовал в XVII веке, когда храм еще блестел новизной. Вроде бы, все недвусмысленно: рядом блины продавали. Но в документах тех же лет звучат еще и загадочные «Клинники». Что тут первично? Кто такие клинники? Народ произносил то так, то сяк, а современные ученые ломают головы.

Храм, фотография автора
Храм, фотография автора

В церковь ходил Бердяев и Флоренский, Нестеров и Голубкина, а настоятели, служившие в разгаре русской смуты (отец и сын: Алексей и Сергей Мечевы), причислены к лику святых.

Как вспоминала дочка Сталина…

Прежде, чем стать улицей-магазином, Маросейка была улицей вельмож и палат. На месте пасмурной многоэтажки №7 до 1914 года сверкало барочное чудо – усадьба князей Шаховских. А разрушитель, Иван Сытин, слывет крупным просветителем, он тут не бубликами торговал, а книгами. Шедевры ломала не только советская власть.

Дом №7 сейчас, фотография автора
Дом №7 сейчас, фотография автора

Здесь после возвращения из лагеря жил Алексей Каплер – киносценарист, отдавший десять лет свободы за поцелуй. Поцеловал он девушку по имени Светлана – дочку Сталина (острый сюжет, не так ли?). Так завершился бурный платонический роман: через три дня Сталин надавал дочери пощечин и сообщил:

– Твой Каплер – английский шпион, он арестован!

«Шпион» прошел через лагерь и стал потом известным тележурналистом. Люди старшего поколения могут его помнить как ведущего передачи «Кинопанорама» (в конце 60-х и 70-х).

Как Маросейка получила это имя

За переулком – четырехэтажный дом с изысканными модерновыми панно в простенках и надписью: “DUTFOY” (№9). Так звали заводчика, который здесь сто с лишним лет назад торговал стеклянной посудой.

Дом №11, фотография автора
Дом №11, фотография автора

В XVII столетии на месте нынешнего здания стояло Малороссийское подворье, в котором останавливались украинцы. Подворье в следующем веке дало имя «фартине Малороссиянка», а по кабаку, как водится, назвали саму улицу. Один слог выпал: пьяная «Малороссейка» превратилась в Маросейку. При советах она стала улицей Богдана Хмельницкого.

Удачно попасть в плен

«Малороссийским подворьем» часто (и ошибочно) зовут соседний трехэтажный дом №11. В нем под ампирной оболочкой прячутся просторные палаты середины XVII века. Во времена Петра в этих палатах открылась первая в стране гимназия. Ее учредил ученый пастор Эрнст Глюк из Лифляндии. Когда в 1702 году фельдмаршал Шереметев взял Мариенбург, Глюк укатился в русский плен вместе со всеми домочадцами.

Дом №11 во времена Петра I, чертеж начала XVIII века, опубликованный в Памятниках архитектуры Москвы
Дом №11 во времена Петра I, чертеж начала XVIII века, опубликованный в Памятниках архитектуры Москвы

Среди служанок пастора была восемнадцатилетняя Марта: вдова рядового драгуна попала в наложницы к фельдмаршалу. Потом ее увидел Меншиков и отобрал у Шереметева, потом увидел Петр – и отобрал у Меншикова. Утихомирить гнев Петра было под силу только этой даме. Когда во время Прутского похода царь и его армия попали в крайне опасное положение, Марта (ставшая теперь Екатериной) вела себя так достойно, что царь потом специально для нее учредил женский орден.

Петр I сделал наложницу супругой, узаконил ранее рожденных незаконных дочерей – отсюда и пойдут позднейшие Романовы. После Петра Екатерина I унаследует империю, а дети пастора Глюка будут осыпаны ее милостями. Вот как, бывало, попадали в плен.

Екатерина I, 1717 год, портрет работы Жан-Марка Натье
Екатерина I, 1717 год, портрет работы Жан-Марка Натье

На исходе XVIII века домом-дворцом владел фельдмаршал Николай Репнин. В 1791 году он разгромил армию турок при Мачине. Именно этот бой, а не суворовский штурм Измаила, поставил точку в кровопролитной войне. Репнинскому успеху позавидовал Потемкин.

Через столетие усадьба вновь стала гимназией, здесь обучалась сестра Ленина. В отличие от брата, Мария Ульянова была двоечницей и с большим трудом окончила курс.

Тупик с историей в четыре века

Узкий проход между домами, справа от гимназии, ведет к красивой арке, под которой висит скромная мемориальная доска:

фотография автора
фотография автора

Доску повесили местные жители. За аркой зеленеет дворик с поэтической руиной: в конце 90-х старый дом зачем-то стали разрушать, но бросили, не добив.

Этот закоулок очень стар. 400 лет назад он был нормальным переулком между Маросейкой и Малым Златоустинским. Но 1650-х город поразила моровая язва, и кладбище при церкви Николы в Столпах настолько разрослось, что перегородило переулок, превратив его в тупик. До первой половины XIX века Маросейский тупик рисовали на картах, потом перестали. А он никуда не исчез.

Маросейский тупик, фотография автора
Маросейский тупик, фотография автора

Чекисты против Джеймса Бонда

В тупике (Маросейка №13с2) на конспиративной квартире жил Джеймс Бонд… то есть один из его прототипов, Сидни Рейли. На самом же деле это был украинский еврей Розенблюм. Вернувшись в империю в качестве английского подданного, Рейли увидел революцию и начал тратить миллионы на подкуп латышских стрелков. Застрелить Ленина ему не удалось, но и чекисты не смогли поймать неуловимого агента. Впрочем, заочный приговор был вынесен.

Семь лет спустя Рейли опять отправился в Россию, узнав о том, что в стране создана антибольшевистская организация. Агент сумел проникнуть на ее тайное заседание в Ленинграде, не зная, что кругом переодетые чекисты, а сама организация – легенда, созданная контрразведчиком Артузовым (операция «Трест»). «Джеймс Бонд» попал в капкан и был расстрелян.

Он измерил давление света

Практически напротив тупика, в доме предпринимателя-отца (№10) жил Петр Лебедев – крупнейший физик дореволюционной России. В лаборатории при МГУ Лебедев измерил – а значит, и доказал! – предсказанное Максвеллом давление света на твердые тела и газы. До вероятного вручения Нобелевской премии молодой ученый не дожил нескольких месяцев…

Дом №10, фотография автора
Дом №10, фотография автора

«Треугольник»

Рядом стоит величественный дом с гигантскими колоннами и арочными нишами, с головами Меркурия на замковых камнях. Дом был построен в годы первой мировой (арх. Мариан Лялевич) для товарищества резиновой мануфактуры «Треугольник». В галошах «Треугольника» ходила вся страна.

Дом №12, фотография автора
Дом №12, фотография автора

Храм, который строил Казаков

Рядом – изящный храм на фоне монструозного стеклостального чемодана. Уродство нам дано, чтобы на этом фоне красота светила ярче. Храм святых Космы и Дамиана – лаконичный классицистический шедевр, которому потом подражали в провинции – выстроил в 1793 году Матвей Казаков. Перед этим алтарем потом молился юный Тютчев и взрослый Достоевский.

Храм, фотография автора (зимой бы лучше его снять...)
Храм, фотография автора (зимой бы лучше его снять...)

Последнему дворцу на Маросейке мы скоро посвятим отдельную статью. UPD. Вот она: Румянцевский дворец и его обитатели.

Статья с историческими фотографиями Маросейки (дворец Шаховских и др.).

Каталог всех моих статей по разным рубрикам – в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

#москва #достопримечательности #история москвы #маросейка #литература #старые дома #известные люди #19 век #18 век