26,5% российских студентов сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, 20,9% — страдают от эмоциональных проблем, 8,7% — испытывают проблемы поведения. Такие данные получили ученые Российской академии образования в ходе масштабного исследования эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников.
В исследовании принял участие 21 921 студент из двадцати двух высших учебных заведений восьми федеральных округов России. Сбор данных был проведен с помощью открытой цифровой психодиагностической платформы, которую разработали специалисты РАО.
«В целом, чуть более 15% студентов первого курса имеют те или иные эмоциональные и поведенческие проблемы, — говорит доктор психологических наук, академик РАО Сергей Борисович Малых. — Это свидетельствует о необходимости развивать в вузах систему психологической помощи студентам, направленную на выявление группы риска и организацию целенаправленной помощи».
Наиболее выражено оказалось различие в эмоциональных трудностях, связанных с полом (8,4%). Уровень эмоциональных сложностей в среднем выше у девушек по сравнению с юношами. Девушки чаще попадают в зону риска по эмоциональным проблемам (27,5%) по сравнению с юношами (10,9%).
Результаты исследования показали, что эмоциональные и поведенческие затруднения у студентов связаны между собой: они часто составляют комплекс проблем, которые возникают одновременно. Но с этим можно работать. Психологи РАО делают вывод, что развитие у студентов психологической устойчивости, а также их мотивация к просоциальному поведению (добровольное поведение, призванное приносить пользу другому человеку) могут послужить ресурсом преодоления эмоционально-поведенческих проблем.
По мнению ученых, необходимо не только своевременно выявлять студентов, которые нуждаются в помощи, но и совершенствовать систему воспитательной работы в вузе, в том числе создавать телефоны доверия, для того чтобы помочь студентам справиться с возникающими проблемами. Ученые также рекомендуют разрабатывать программы адаптации студентов первых курсов и повышать психологическую квалификацию преподавателей высшей школы.
Целью этой системы должна стать, прежде всего, профилактика негативных социально-психологических явлений в среде высших учебных заведений России. Кроме того, по словам Сергея Малыха, создание системы психологического сопровождения позволит решать целый ряд и других важных для высшего образования проблем: разработка индивидуальных траекторий обучения, предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников.
Источник: сайт РАО
Материалы по теме
Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
21.08.2021
Университет как генератор смыслов: миссия выполнима?
29.03.2021
«Поколение цифровой социализации»: как учителям и родителям быть в диалоге с детьми?
03.02.2021
В. Путин поддержал предложение А. Асмолова о родительских университетах
11.12.2020
Эпоха стандартизации и диалог культур
12.10.2020
В чём наш социальный заказ, для чего нужна школа?
14.09.2020
«Психическое тело и вертикальное Я человека». Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 3
05.08.2020
Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
11.03.2020
А. Асмолов: «Моя жизнь прямо связана с моими мечтами»
27.02.2020
Будущие институты образовательной политики: сценарии и реальность
21.01.2020
«Социальная психология и общество: история и современность»
18.10.2019
Фундаментальные знания не стареют: современное образование и soft skills
02.09.2019