Найти тему
Александр Матусевич

ХОРОВЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ

В столице проходил 17-й Осенний хоровой фестиваль имени Бориса Тевлина

Чуть больше недели в Большом зале Московской консерватории царила хоровая музыка. 17-й фестиваль посвящен двум важным датам – 90-летию со дня рождения отца-основателя, чье имя форум теперь носит, и 155-летию Московской консерватории. Последнее обстоятельство не менее важно, чем первое: в программах выступлений хоров-участников смотра была немало сочинений композиторов московской школы, так или иначе связанных с главным музыкальным вузом столицы.

Участниками 17-го фестиваля стали такие знаменитые российские коллективы как «Мастера хорового пения» Льва Конторовича, Саратовский губернский театр хоровой музыки Людмилы Лицовой, Хор студентов Московской консерватории (худрук Алексей Рудневский), Камерный хор Института имени Ипполитова-Иванова (худрук Галина Богданова), петербургский камерный хор «Лауда» (худрук Марина Киреева), Камерный хор МИРЭА (худрук Иван Самойлов), Камерный хор Московской консерватории и Тульский государственный хор (худрук обоих Александр Соловьев), и другие. Хотя хоровое искусство было главным фигурантом фестиваля, в нем также приняли участие и нехоровые музыканты – Симфонический оркестр Московской филармонии (худрук Вячеслав Валеев), солисты-вокалисты и солисты-инструменталисты.

Несмотря на серьезные творческие силы, фестиваль традиционно привлекает к себе весьма ограниченное внимание публики. Автор этих строк посещал его концерты в разные годы и почти всегда БЗК оказывался очень далек от своего заполнения, а бывали и совсем грустные вечера, когда на сцене участников оказывалось больше, чем в зале. На концертах этого года, несмотря на пандемийные ограничения, ситуация была получше, однако и она не сказать, что очень радужная. Традиционно хоровые концерты собирают мало слушателей – почему-то живуч стереотип, что хоровое исполнительство не заслуживает того внимания, как прочие виды музицирования, что это очень просто, под силу чуть ли не любому любительскому коллективу, а поэтому не достойно внимания. Особенно грустно, что такой стереотип укоренился в России – стране богатейших хоровых традиций: в Европе хоровые концерты пользуются куда большим спросом. А ведь слушатели, не приходящие в зал на такие мероприятия, обкрадывают себя вдвойне – не только по части эстетики, но и в плане узнавания нового. Ведь именно хоровое искусство сегодня развивается очень активно – появляется много интересных современных произведений, композиторы активно пишут для хоров, в том числе и потому, что услышать собственное сочинение в живом хоровом исполнении современному автору сегодня гораздо больше шансов, чем дождаться исполнения своей симфонии каким-нибудь оркестром, не говоря уж о постановке оперы в театре! Хоры, как профессиональные, так и любительские, с охотой учат новое, осваивают нетривиальный репертуар – и тем самым уверенно двигают вперед развитие музыкального искусства. Позитивом же малочисленности концертов фестиваля является то, что на них нет случайных людей – здесь не трезвонят мобильники в неподходящий момент, здесь можно сосредоточиться, прочувствовать не только красоты гармоний, но и одухотворенность пауз...

Свидетельством тому был и концерт 19 сентября, на котором встретились два столичных коллектива и один петербургский – Хор студентов Консерватории имени Римского-Корсакова (худрук Сергей Екимов), Детский хор «Весна» имени Александра Пономарева (худрук Надежда Аверина) и Большой детский хор имени Виктора Попова (худрук Анатолий Кисляков). Программа концерта была целиком посвящена современной хоровой музыке – среди исполненного оказалось немало интересного, увлекательного, яркого.

Питомцы известного петербургского хормейстера и композитора Екимова привезли в Москву в основном очень строгую, я бы даже сказал суровую программу. «Хорал» Кузьмы Бодрова, «Бенедиктус» Юрия Потеенко, «Утешься, душа моя» Ефрема Подгайца, «О, Святый» самого Екимова и прочие сочинения при всем разнообразии композиторских техник были решены в одном эмоциональном ключе. Тотально черные одеяния молодых хористов словно перекликались с исполняемой ими очень сосредоточенной, аскетичной музыкой – само же исполнение оказалось на невероятной высоте: стройность и слитность звучания, великолепные унисоны, прозрачность хоровой фактуры, тончайшая нюансировка при внушительном динамическом диапазоне коллектива буквально завораживали публику. Свежие молодые голоса привнесли в звучание этой подчеркнуто серьезной музыки, тем не менее, краску живости и солнечного света. Под финал своего выступления коллектив несколько сменил эмоциональную тональность – «Как жизнь без весны» В. Лебедева и «Мне нравится, что вы больны не мной» М. Таривердиева (из знаменитого кинофильма «Иронии судьбы» - в хоровом изложении Екимова) подарили публике контрастные основному выступлению впечатления.

Детский хор «Весна» исполнил произведения трех авторов. И если середина выступления хора – Две молитвы Екимова на стихи Григора Нарекаци – перекликалась с преимущественным эмоциональным строем петербургских коллег, то «Весеннее преображение» Владимира Рубина и «Весенние надежды» Подгайца дали совсем другие краски – светлые, лучезарные, умиротворенные. В исполнении «Весны» подкупали артистизм исполнения и филигранность интонации, идеальная выстроенность унисона, что особенно сложно и удивительно, учитывая внушительный количественный состав хора.

БДХ имени Попова привлек прежде всего силой и яркостью детских голосов, что подтвердило и внушительное количество сольных фрагментов в выступлении, озвученных хористами. Избранная к исполнению музыка была мене сложной, более традиционной по восприятию, чем у двух предыдущих коллективов – поповцы исполнили фрагменты хоровых циклов Антона Вискова («Слободские песни») и Александры Пахмутовой («Земля моя златая»), а в финале на закуску – вечно хитовую «Беловежскую пущу».

21 сентября 2021 г., "Играем с начала"