Эта старая мелодия одесских евреев была очень популярна на городских свадьбах в Баку.
Зажигательная, со все более убыстряющимся темпом, по фактуре, она очень напоминала лезгинку — еще один национальный танцевальный свадебный хит.
Но если с лезгинкой все было ясно, то семь-сорок была полна загадок.
Что означают эти цифры? Откуда пошло название? Каким образом еврейская музыка стала любима в городе с преимущественно мусульманским населением?
И если последний вопрос это скорее дань гостям города (для бакинцев такой вопрос никогда не существовал), то два первых терзали горожан нешуточно.
7:40, 7.40 или 7-40?
Еще один интересный вопрос насчет написания названия ...
Собственно, все они связаны между собой, завися от версий происхождения.
А их немало.
1. Одесский паровой трамвай
Этот вариант исходит из припева песенки:
Он выйдет из вагона
И двинет вдоль перрона.
На голове его роскошный котелок.
В больших глазах зелёных на восток
Горит одесский огонёк.
Его поборники считают, что описывается Раймонд Легоде — бельгийский промышленник, строивший городскую трамвайную линию.
Пусть он не из Одессы,
Пусть он не из Одессы,
Фонтаны и Пересыпь
Ждут его к себе на двор.
Фонтаны и Пересыпь это одесские районы между которыми курировал трамвай. А название 7:40 — время, когда первый трамвай выходил на линию.
2. Черта оседлости
В царской России, с 1791 года, существовали границы за пределами которых евреям селиться было нельзя. Были даже определенные квоты.
Исключение составляли лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, ремесленники и еще несколько категорий. Особенно с этим строго обстояло в городах, где евреям из сельской местности, не разрешали даже ночевать.
Поэтому, многие евреи из округи, работавшие в Одессе, приезжали в нее на первом утреннем поезде («Бендеры — Одесса»), который приходил на вокзал в 7:40.
3. Махмуд Эсамбаев
У великого танцора была мачеха еврейка. В своей книге «Моя еврейская мама», он вспоминал:
— Мама, кто мне покажет еврейский танец?
— Я тебе покажу.
Она была очень грузная, весила, наверно, 150 килограммов.
— Как ты покажешь?
— Руками.
— А ногами?
— Сам придумаешь.
Она напевала и показывала мне «Фрейлехс», его ещё называют «Семь сорок». В 7.40 отходил поезд из Одессы на Кишинёв. И на вокзале все плясали.
Дело в том, что из-за той же черты оседлости, евреям предписывалось не позднее 20:00 покинуть город. Поэтому закончив работу, они направлялись на вокзал, где в ожидании поезда пропивали свои гроши, танцуя на перроне.
Последний поезд до наступления 20 часов («Одесса — Кишинев», отходил в 19:40.)
4. Зазноба губернатора
По этой версии, губернатор влюбился в какую-то приезжую даму. Чтобы показать ей свое расположение, он пригласил оркестр на ее проводы на вокзале.
Но что-то там не срослось, и музыканты опоздали.
Взбешенный губернатор приказал оркестру провожать каждый следующий поезд, идущий тем же маршрутом, в течение года.
Поезд отходил в 7:40, а музыканты были евреями.
5. Религия
Есть и вариант, связанный с религией.
Некоторые исследователи считают, что в песенке иносказательно .говорится о прибытии Мессии, а цифры — отсылка к 40 годам скитаний иудеев под предводительством Моисея.
6. Подтяжки
Это моя любимая версия.
Подтяжки, которые только стали появляться в продаже во второй половине 19 века, стоили очень дорого, и стали для евреев Одессы символом благополучия.
7.40 по тем временам было умопомрачительной ценой, поэтому их обладатели во время танца демонстрировали подтяжки всем окружающим.
Версия конечно смешная, так как руки в танце закладываются за "лацкан" жилетки, но зато своеобразная.
Постскриптум
О музыке бакинских свадеб, в то числе и популярной семь-сорок, я уже писал статью:
Она "естественно" не понравилась модерации, хотя в свое время была достаточно популярна.
Я уже выдохся в попытках понять всплески мозговой активности этих персон, поэтому просто оставлю ссылку интересующимся — "Музыка бакинской свадьбы: никто из гостей не был забыт".