Самые интересные вещи на любом мероприятии узнаются не на пресс-конференциях и не из официальных пресс-релизов. Реальная правда жизни и планы развития модельного ряда всегда выясняются за дружеской болтовней под чашечку кофе с печеньками. Конечно, и там вам всю правду не скажут, но завесу тайны все же приоткроют.
Сегодня пробежимся по планам на автобусы ГАЗ средней, большой и особо большой вместимости. С темой ГАЗель CITY и Валдай CITY на данный момент все понятно и без дополнительных уточнений. Если здесь и будет глобальная переориентация планов, то только связанная с прекращением выпуска моторов ЗМЗ для ПАЗ-3205 и, как следствие, снятие этого старожила с конвейера.
Начнем с главного вопроса, который задавали чаще всего. Водоробус – это пиар или реальные планы будущего? И если второй вариант, то насколько близко это к воплощению в серию?
В презентации фигурирует цифра 2030 год – именно до этого момента расписана концепция производства и использования экологического транспорта. Так что показанный на выставке ГАЗ Citymax 12 FCEV официально позиционировался как концепт. Однако по факту, как минимум два заказчика проявили к машине не гипотетический, а вполне реальный интерес.
Основная проблема с водоробусами та же, что и со сжиженным метаном – очень интересно попробовать, но нет заправочных станций. Единственная в Подмосковье заправка, позволяющая разжиться водородом, находится в Черноголовке. Но и она не рассчитана сейчас на работу с крупным автотранспортом – ее создавали для заправки дронов и другой мелочи. А максимум, что она может – это заправить шесть легковушек в день и то не до «полного баллона». Так что водоробус на ней зависает на сутки, вместо обещанных производителем 3 минут.
Так вот, вышеупомянутые заказчики – это производители водорода, и автобусы им нужны как корпоративный транспорт. Задачу на создание заправочной станции они услышали, все нюансы, связанные с заправкой ГАЗ Citymax 12 FCEV, уяснили. Теперь остается ждать, когда все это воплотится в рабочем виде. И тогда ликинский водоробус сразу перестанет быть «концептом».
Кстати, вы заметили, что в презентации на роль «водоробуса» был определен ЛиАЗ-5256, который уже давно не выпускается? Это такая шутка от ЛиАЗа или завод начал заниматься водородом еще в те времена, когда ЛиАЗ-5256 был в серии, и просто не стал переделывать старый слайд?
Следующий момент – электротранспорт. Хотим мы этого или нет, но Москва запустила-таки электробусный бум, и оставаться от него в стороне ни один производитель не может. Слишком вкусные суммы крутятся возле этого проекта и слишком много шумихи, чтобы можно было позволить себе игнорировать «борьбу за экологию». Собственно, тот факт, что именно в виде электробуса изготовлен первый экземпляр проекта ГАЗ CITYMAX 12, говорит о важности данного направления.
Сейчас электробусы собраны в виде ГАЗ e-CITYMAX 9, ГАЗ e-CITYMAX 12, а также в кузове «гармошки» ЛиАЗ-6213. Последний как раз завершает сертификационные испытания, но в будущем его сменит ГАЗ e-CITYMAX 18.
А вот про ГАЗ e-CITYMAX 10 пока ничего не слышно. То ли КАвЗ, где планируют собирать 10-метровики, не тянет пока электробусы, то ли сама ниша таких «полумерных» автобусов слишком мала, чтобы ее развивать в эту сторону. Предположения без ответов…
Кстати, троллейбусов ГАЗ тоже ждать не стоит. На ЛиАЗе завершили сборку «рогатого» в кузове электробуса ЛиАЗ-6274, но развития, как на том же КАМАЗе, проект не получит. Не планируют в Ликино и выпускать спецкузова для передачи сторонним заводам, как это делает МАЗ.
Насколько стало понятно из разговоров, завод перегружен заказами на автобусы. Портфель контрактов заполнен уже на полгода вперед. А скорее всего, даже больше. И сейчас мысли направлены на то, как бы увеличить темпы производства, а не на расширение линейки техникой низкого спроса.
Раз уж упомянули КАвЗ, то еще раз озвучим новое «распределение обязанностей» среди автобусных заводов «Группы «ГАЗ». Машинами длиной до 9 метров ГАЗ CITYMAX 9 будет заниматься Павловский автобусный завод (ПАЗ), машины длиной 10-11 метров ГАЗ CITYMAX 10 будут собираться на Курганском автобусном заводе (КАвЗ), а все что больше 12 метров подпадает под зону ответственности Ликинского автобусного завода (ЛиАЗ). По крайней мере на данный момент ситуация такова.
Теперь, что касается эм-м-м…своеобразной планировки салонов автобусов ГАЗ CITYMAX 12 и ГАЗ CITYMAX 9. Здесь ситуация следующая – ради выставки было решено немного выпендриться и сделать не так, как у всех, чтобы просто привлечь больше внимания к моделям. Это удалось даже с перебором – компоновку салона не «пнул» только ленивый.
Однако незамеченными остались очень интересные моменты. Например, на «ЛиАЗе» просто не успели к выставке поставить двери прислонно-сдвижного типа, которые нивелировали бы проблему с размещением накопительной площадки справа от второй двери. А на «ПАЗе» свободное пространство в корме «приманивало» посетителей дойти до конца салона, где выяснялось, что высоты достаточно даже для людей ростом выше среднего.
А еще в ГАЗ CITYMAX 12 уже на стадии проекта заложили возможность быстрого изменения стилистики фронтальной части машины. Урок Москвы, затребовавшей уникальный и единообразный дизайн для всего общественного транспорта, не прошел даром. Теперь ЛиАЗ готов под крупный заказ выполнять любой каприз перевозчика в плане внешности автобуса. В рамках разумного, разумеется.
Несмотря на серьезную ставку на CITYMAX тотальной смены модельного ряда не планируется. Семейства будут выпускаться параллельно, с постепенной заменой. Главное, чтобы по срокам это не превратилось в эпопею с несдающимся ЛиАЗ-5256, или того больше, с бессмертным ПАЗ-3205.
Кстати, очень хорошо зашли перевозчикам автобусы ЛиАЗ-5292 LNG на сжиженном метане. Такого спроса в этой нише даже на заводе не ожидали. По уже заключенным контрактам до конца года будет собрано несколько сотен машин в данной модификации.
И еще одна тема, которую старательно обходили все отечественные производители автобусов, включая ГАЗ – модели для междугородных перевозок и туристские автобусы. Вроде как в модельном ряду числятся ЛиАЗ Круиз и ЛиАЗ Вояж, но на выставке о них ни слова, хотя планы на обновление «Круиза» озвучивались еще пару лет назад.
Увы, похоже в ближайшее время новых «междугородников» нам не видать. При том спросе, который есть в России на данный класс техники, сделать хорошую машину для больших перегонов по интересной цене не получится. «Китайцы» все равно будут дешевле при том же уровне комфорта.
Пока ЛиАЗ сохраняет в линейке «Круиз» как флагманскую модель. Но насколько можно понять, будущего в ней на заводе не видят. Гораздо вероятнее развитие семейства «Вояж». По крайней мере, превратить ГАЗ CITYMAX 12 в машину для ближнего межгорода вполне реально.
Вот только перед этим нужно навести порядок в сфере междугородных перевозок. Пока есть «BlaBlaCar» в нашей реальности, превратившийся в неконтролируемый сервис минивэнов и «микриков», ни за что не отвечающих, но готовых везти пассажиров полтысячи километров за копейки, тратить деньги на разработку нового «туриста» - все равно, что выбрасывать их на ветер…