Многолетние исследования в области теории личности, спорта и социальных наук привели к выводу о существовании тесной связи между психологией и психологией спорта. Профессор Джоэль Аллен (Joel Allen) из Стэнфордского университета в Сан-Диего подчёркивает, что спорт является "искусством спорта", которое требует комплексного психологического подхода и философского мышления.
Психология спорта изучает эмоциональное состояние спортсмена, его мотивацию, его моральное состояние во время занятия спортом, а также поведение в ситуации спорта как на тренировочном поле, так и вне его.
Психология эмоций включает в себя:
- Эмоциональное "Я" - центральный компонент субъективной реальности, аффективной реакции человека на событие или поведение, которое приводит к психологической травме (в науке называемой "травмой травмы") или нарушает основные жизненные функции организма, такие как дыхание или сердцебиение.
- Оценка и принятие решения - единственный способ, которым мы сами оцениваем себя (т.е. убеждаем себя в возможности испытывать восхищение при завершении своей победы в соревновании, бурю положительных эмоций от самого вида соревнования или от достижения высоты, на которую была поднята новая планка).
- Развитие и эго-состояние (Я-концепция и самооценка) - то, как человек оценивает себя или свое мнение о себе (самооценка).- две стороны одной монеты- победа и поражение, вера и сомнения, жизнь и смерть- агрессия и, как следствие, нарушения "эмоционального равновесия"- соперничество и соперничество за мир и безопасность- конфликты между Я- и другими Я.- Ощущение своей личности как уникальной и определяющей- чувство и самооценочная реакция на свою идентичность- чувство удовлетворения и ощущение смысла жизни- недоверие и пессимизм.
Психология в спорте (особенно в высшем спорте) не ограничивается кругом дисциплинарных проблем и проблемами морально-нравственного характера. Спортивные психологи утверждают, что в спорте необходимо понимать и принимать сложное и противоречивое влияние психологии на спортсмена. Спортсмены с предрасположенностью к заболеваниям, с определенным типом настроения и поведения - с одной стороны, и спортсмены, относящиеся к группе риска (например, юные спортсмены в силу возраста) - с другой стороны. Оба типа спортсменов требуют отдельных подходов, специальных тренировок и упражнений, направленных на исследование различных аспектов их психического состояния.