Что я чувствую? На этот вопрос не всегда легко ответить. А особенно сложно бывает ответить честно. Если цветовая гамма чувств человека не состоит из множества ярких цветов, а ограничена всего лишь двумя – чёрным и белым (серое - уже пугает), то понять, что же ты на самом деле чувствуешь, бывает нелегко.
Так происходит, когда в сознание человека в детстве заложены установки о том, какие чувства и эмоции хороши и правильны (белые), а какие, напротив, плохи и неприличны (чёрные). В палитре цветов между белым и чёрным существует множество переходных оттенков от светло-серого до темно-серого, но уловить и идентифицировать их такому человеку бывает сложно. Поэтому чаще всего, когда возникает эмоция не безупречно белоснежного окраса, она определяется им как чёрная – по принципу дуализма: «Все, что не белое – чёрное, т.е. плохое». А раз чёрное, то проживать эту эмоцию запрещено – нехорошо, неправильно, неприлично. В результате «чёрные» чувства и эмоции не находят выхода, зажимаются и… трансформируются в проблемы – тех самых самых разных оттенков серого (болезни, нервное напряжение, конфликты, депрессия и т.д. и т.п.)...
Ограниченность эмоциональной палитры двумя цветами возникает по разным причинам. Но чаще всего – по двум.
Первая. Когда ребенка не замечают, игнорируют его потребности, не принимают во внимание его желания. Например, посылая сигналы о том, что голоден, малыш не получает ожидаемую бутылочку с молочком – вместо этого (в целях сохранения строгого режима) его долго укачивают, пока малыш, обессиленный, не засыпает в растерянности от диссонанса между тем, что он хотел и что в итоге получил. Или другой пример - вместо замены памперса, доставляющего дискомфорт, ребенка обильно кормят… Далее, когда малыш подрастает, начинается родительский морок с тем, что ребенок хочет есть, носить, во что играть. На робкое заявление, что малыш любит мандарины, ему отвечают, что в яблоках меньше аллергенов и каждый день предлагают только яблоки. То есть, желание ребенка съесть мандарин не учитывается НИКАК, оно вообще игнорируется (здесь не имеется в виду, когда что-то из продуктов противопоказано по медицинским показаниям). Тоже самое происходит и с выбором одежды – мнение ребенка о том, что надеть, всегда отвергается, просто не учитывается и не обсуждается. В общем, мама всегда все лучше знает и позиция ребенка для нее ничего не значит. Постепенно ребенок перестает отслеживать и замечать свои желания, он существует как бы под гипнозом, как робот, который перестал чувствовать, хотеть, желать. А смысл? Если его потребности никто не видит, то и ему самому не стоит обращать на них внимание…
Вторая. Жесткие установки, закладываемые в сознание ребенка старшими о том, какие чувства можно испытывать, а какие категорически запрещено. Злиться на маму нельзя. Обижаться на родителей запрещено. Плакать стыдно. Бояться – позор. «Поплачь, поплачь, поменьше…» - говорит мама в ответ на сигнал sos, который посылает ей маленький человек. Она обесценивает его чувства, смеется над ним, а ведь малыш плачет не просто так, а потому что ему плохо. Да, возможно, это просто каприз, возможно, ребенок не прав, но с ним никто не разбирает его проблему, она просто игнорируется. И постепенно установки о том, какие чувства испытывать и демонстрировать нельзя, надежно впитываются в сознание. Ребенок перестает их проявлять и, более того, он старается даже предотвратить их появление, давит в себе при самом зарождении.
Правда, здесь следует заметить, что если гнев или страх не проявлены, то это не означает, что этих эмоций не существует. Они есть, просто задавлены и отправлены в кладовые психики, чтобы проявляться как господин Штирлиц в тылу врага – устраивать диверсии тайно. Вот и вся разница.
Что сделать, чтобы этого не происходило? Как избежать неприятных сюрпризов от чувств и эмоций, которые как партизаны, периодически осуществляют непредсказуемые разрушительные вылазки – набеги на тело и сознание? Выпустить партизан из леса и перестать их преследовать – объявить перемирие. Господину Штирлицу тоже позволить вернуться на Родину. Иными словами – свои «неприличные» чувства и эмоции нужно увидеть, осознать и признать их право на существование. Гнев, страх или обида никогда не возникают просто так. Значит, была причина. Любые эмоции нужно пережить, позволить им быть, тогда они не смогут разрушать психику и тело изнутри.
Здесь существует еще одна сложность. Если ребенок воспитывался по одному из двух приведенных сценариев (игнорирование и обесценивание его желаний или внедрение жестких установок о том, что чувствовать хорошо, а что плохо), то способность человека дифференцировать что именно он чувствует, постепенно атрофируется. Он уже и сам не знает, какие эмоции испытывает и чего на самом деле хочет. Просто ему ВСЕГДА плохо и серый – обычный фон его жизни…
Рецепт здесь может быть один. Постоянный сталкинг самого себя – «Что я чувствую?», «Почему я это чувствую?», «Как проявить мое внутреннее состояние?». Постепенно психика расширяет цветовую гамму чувств и эмоций. Оттенки серого трансформируются в розовое, голубое, зеленое, желтое и фиолетовое. Вместо мрачно черного и приторно белого однообразия расцветает радуга, в которой все цвета прекрасны, все имеют право быть и даже черный, который просто черный, а не тот, на котором написано «нельзя». Почему нельзя? Можно. Черный иногда тоже случается. И это нормально. Ведь если на ногу падает кирпич, глупо стесняться в выражении гнева?
Читайте также:
«Великий Ждун». Что происходит, когда ничего не происходит?
«Парней так много холостых, а я люблю женатого» О постоянстве выбора «не тех» партнеров.
«Осторожно – вампир!» О токсичных отношениях.
#манипуляции #психология #саморазвитие и мотивация #чувства и эмоции #токсичные отношения