Найти в Дзене
RockTherapy

Британский блюз-рок 1960-х

Оглавление

Следуя примеру The Rolling Stones, другие британские группы тоже стали демонстрировать более дерзкий, нонконформистский и бунтарский образ. Такие группы следовали традиции электрического блюза Чикаго 1950-х, включающей слайд-гитару, губную гармошку и вокальное исполнение в стиле Мадди Уотерса, Элмора Джеймса и Литтл Уолтера, и приобрели популярность в Соединенных Штатах после того, как The Beatles "ворвались" на американский рынок.

Возрождение блюза в Великобритании было сосредоточено в Лондоне и подпитывалось тем же британским энтузиазмом к американской фолк-музыке, который запустил трад-джаз и скиффл. Катализаторами этой сцены стали гитарист Алексис Корнер и гармонист Сирил Дэвис, которые начали играть блюз во время перерывов на выступлениях трад-группы Криса Барбера. Корнер и Дэвис вскоре начали регулярные блюзовые сессии в Лондонском Marquee Club (которым владел Барбер), а затем в Ealing Club.

 Alexis Korner (Blues Incorporated) by Brian Shuel (1963)
Alexis Korner (Blues Incorporated) by Brian Shuel (1963)

Начинающие блюзовые музыканты обычно играли кавер-версии американского электрического блюза, стараясь как можно точнее имитировать звуки с пластинок. Записи 1962 года группы Корнера-Дэвиса Blues Incorporated демонстрируют, насколько точными были эти кавер-версии.

Записи американского блюза было нелегко найти в Великобритании и их нехватка привела к торговле и заимствованиям среди представителей лондонской блюзовой культуры, что ещё больше усилило субкультурные аспекты возрождения блюза в Великобритании.

Многие важные музыканты в истории рока вышли из лондонской блюзовой сцены, в том числе Джон Мэйолл, Стив Уинвуд, Эрик Клэптон, Джек Брюс и Джон МакЛафлин. Среди тех, кто посещал джем-сейшны Дэвиса и Корнера, была и пара подростков из лондонского пригорода Дартфорд - гитарист Кит Ричардс и певец Мик Джаггер.

The Animals

The Animals by Hulton-Deutsch Collection (1964)
The Animals by Hulton-Deutsch Collection (1964)

Родом из Ньюкасла, The Animals были ещё одной блюзовой группой, которая пользовалась успехом в Великобритании и США. В сопровождении мощного блюзового пения Эрика Бердона группа первоначально играла в клубах на севере Англии и даже провела два месяца в гамбургском Star Club до переезда в Лондон в начале 1964 года. The Animals стали известными, когда их выбрали для участия в туре по Великобритании с участием Чака Берри в качестве хедлайнера.

Полагая, что им нужно произвести сильное музыкальное впечатление во время тура, группа завершила свой сет медленной американской фолк-блюзовой песней "House of the Rising Sun". Спродюсированный Микки Мостом (который также будет продюсером Herman's Hermits), сингл занял шестое место в Великобритании и седьмое место в Соединенных Штатах летом 1964 года.

Далее последовала череда международных популярных хитов, в том числе кавер-версия песни Нины Симон "Don’t Let Me Be Misunderstood" (1965), Барри Манна и Синтии Вейл "We’ve Gotta Get Out of This Place" (1965) и "It’s My Life" (1965). После перехода к продюсеру Тому Уилсону группа продолжала выпускать синглы, в том числе традиционную тюремную блюзовую песню "Inside Looking Out" (1966) и "Don’t Bring Me Down" (1966). К сентябрю первоначальный состав The Animals распался, хотя Бердон продолжал работать с новыми музыкантами как группа Eric Burdon and the Animals, а басист Чес Чандлер стал менеджером Джими Хендрикса.

The Yardbirds

Когда в 1963 году The Rolling Stones отказались от своего выступления в клубе Crawdaddy в Ричмонде, их место заняли The Yardbirds и взяли Гомельского в качестве менеджера. Первоначально группа состояла из Кита Релфа (вокала и гармошка), Пола Сэмвелла-Смита (бас), Джима МакКарти (барабаны), Криса Дрея и Тони Топхэма (гитары), но вскоре Топхэма сменил Эрик Клэптон.

The Yardbirds with Eric Clapton by CA/Redferns (1964)
The Yardbirds with Eric Clapton by CA/Redferns (1964)

Именно в эти годы Клэптон получил свое прозвище "Slowhand" ("Медленная рука"), потому что часто рвал гитарные струны и ему приходилось менять их прямо во время выступления, а зрители сопровождали это медленными аплодисментами.

Изначально группа была более предана блюзовым традициям, чем The Rolling Stones, а Клэптон был особенно бескомпромиссен в своём сопротивлении поп-музыке в то время. The Yardbirds делали длинные импровизационные пассажи в конце песен, которые они назвали "рейв-ап"; они подчёркивали инструментальное мастерство участников группы (особенно Клэптона) и были предшественниками инструментального джем-сейшна, характеризующий большую часть рок-музыки в конце десятилетия. Пример можно услышать в конце кавера на песню "Smokestack Lightning" группы Howlin’ Wolf, записанной в Marquee Club и выпущенной на альбоме Five Live Yardbirds в декабре 1964 года.

Гомельский надеялся, что The Yardbirds последуют модели The Rolling Stones как создатели хитов, но первые два сингла группы в Великобритании провалились: "I Wish You Would" не попал в чарты, а "Good Morning Little Schoolgirl" поднялся только до сорок четвертого места. Решив, что группе нужен надёжный поп-хит, Гомельский (который не только был менеджером, но и продюсировал группу вместе с Сэмвеллом-Смитом, выступавшего в качестве музыкального руководителя), купил песню Грэма Гоулдмана "For Your Love".

Для Клэптона это было слишком: после того, как "For Your Love" была закончена, гитарист сразу покинул The Yardbirds, чтобы присоединиться к блюзовой группе John Mayall and the Bluesbreakers. Сингл The Yardbirds поднялся до шестого места в Соединенных Штатах и третьего места в Великобритании в первой половине 1965 года.

The Yardbirds with Jeff Beck by John Pratt (1965)
The Yardbirds with Jeff Beck by John Pratt (1965)

Джефф Бек заменил Клэптона на соло-гитаре и его более экспериментальный характер можно услышать в следующем сингле группы "Heart Full of Soul" (1965). Бек использует эффект фузз для создания характерного гитарного лика - эту технику Кит Ричардс использовал в "Satisfaction" ("Heart Full of Soul" была записана 20 апреля 1965 года, в то время как "Satisfaction" - три недели спустя 12 мая 1965 года). "Heart Full of Soul", также написанная Гоулдманом, достигла девятого места в Соединенных Штатах и второго места в Великобритании летом 1965 года.

Группа была особенно взволнована записью своего первого оригинального сингла "Shapes of Things" (1966) в Chess studios в Чикаго, где они также записали кавер-версию песни Бо Диддли "I’m a Man". В новой студии звукозаписи Сэма Филлипса (преемника Sun Studios) в Мемфисе The Yardbirds записали версию "Train Keeped a Rollin’", рокабилли-трека, который чаще всего ассоциируется с версией Rock and Roll Trio Джонни Бернетта 1956 года.

Весной 1966 года Саймон Нейпир-Белл и Пол Сэмвелл-Смит взял на себя обязанности продюсера у Гомельского, в результате чего был выпущен последний сингл группы "Over, Under, Sideways, Down". В июне Сэмвелл-Смит покинул группу, чтобы посвятить себя продюсированию, и был приглашен сессионный гитарист Джимми Пейдж.

The Yardbirds with Jeff Beck and Jimmy Page by Michael Ochs Archives (1966)
The Yardbirds with Jeff Beck and Jimmy Page by Michael Ochs Archives (1966)

Пейдж изначально играл на басу, но к осени Дрея переключился на бас, позволив и Беку, и Пейджу играть на соло-гитарах. В октябре Бек покинул The Yardbirds, сформировав Jeff Beck Group, в то время как Пейдж, Дрея, Релф и Маккарти сохраняли группу до распада летом 1968 года. Пейдж сформировал Led Zeppelin, чтобы провести уже забронированные концерты The Yardbirds.

Не все блюзовые группы, выступающие в лондонских клубах, добились успеха в чартах. Пожалуй, самой деятельной группой на лондонской сцене были Georgie Fame and the Blue Flames, в которой в разное время выступали гитарист Джон МакЛафлин и барабанщик Митч Митчелл (который позже играл с Джими Хендриксом). Джорджи Фэйм, урожденный Клайв Пауэлл, но получивший псевдоним от Ларри Парнеса в начале 1960-х, записал несколько британских хитов, в том числе: "Yeh Yeh" в 1965 году и "Get Away" в 1966 году.

Другие группы на сцене включали Graham Bond Organization с участием Джека Брюса, будущего барабанщика Cream Джинджера Бейкера и МакЛафлина. Zoot Money’s Big Roll Band с участием будущего гитариста Police Энди Саммерса. Spencer Davis Group вместе с органистом Стивом Уинвудом заняла два первых места в британских чартах с хитами "Keep On Runnin" (1965) и "Somebody Help Me" (1966), прежде чем попасть на международный уровень с "Gimme Some Lovin’" (1966) и "I’m a Man" (1967).

The Kinks и The Who

Ярлыки "в стиле Битлз" и "в стиле Стоунз", очевидно, не могут быть применены ко всем британским группам 1960-х годов. Наиболее важными среди групп, которые не поддаются такой строгой классификации, являются The Kinks и The Who.

The Kinks возникли из тех же ритм-энд-блюзовых корней, что и группы "в стиле Стоунз", но выступали в основном с пакетными турами, которые включали много поп-ориентированных выступлений. The Who не утверждали, что имеют корни в блюзе, но регулярно выступали в лондонских клубах ритм-энд-блюза. Как и The Beatles, обе группы зависели от сильного написания песен участниками (Рэй Дэвис в The Kinks и Пит Таунсенд в the Who); и, как и The Rolling Stones, обе группы подчеркивали необузданную мощь и ритмичный драйв американского ритм-энд-блюза.

The Kinks by David Redfern (1965)
The Kinks by David Redfern (1965)

Образованная в 1963 году, группа The Kinks состояла из братьев Рэя и Дэйва Дэвисов на гитаре и вокале, Питера Куэйфа на бас-гитаре и Мика Эйвори на барабанах. Оба брата Дэвиса играли в различных блюзовых группах по всему Лондону, в то время как Эйвори был одним из первых барабанщиков The Rolling Stones.

The Kinks с самого начала выиграли от агрессивной управленческой команды и производственных талантов Шела Талми. Первые два сингла группы, выпущенные в первой половине 1964 года, не попали в чарты. Их третий сингл "You Really Got Me" занял первое место в Великобритании и седьмое место в Соединенных Штатах осенью 1964 года. Агрессивный поп-подход The Kinks можно услышать в начальных гитарных аккордах "You Really Got Me" и в диком гитарном соло в середине трека.

Далее последовала серия оригинальных песен, в том числе "All Day and All of the Night" (1964), "Tired of Waiting for You" (1965) и "Till the End of the Day" (1965). По мере того как The Beatles становились всё более серьёзными и амбициозными в своих текстах в 1965 году, то же самое делал и Дэвис: песни "A Well-Respected Man" (1965) и "Dedicated Follower of Fashion" (1966) представляли собой умную и резкую критику культуры 1960-х годов.

The Who by David Montgomery (1967)
The Who by David Montgomery (1967)

Первоначально образованная в 1962 году как the Detours, The Who объединила игру на гитаре и написание песен Пита Таунсенда с пением Роджера Долтри, уверенной игрой на басу Джона Энтвистла и маниакальной игрой на барабанах Кита Муна. Хотя в конечном итоге они стали одной из самых важных групп в истории рок-музыки, The Who не оказывали большого влияния в Америке до конца 1960-х годов.

Их серия синглов в Великобритании в середине 1960-х годов так и не попала в Топ-40 США, и успех группы был ограничен Великобританией до выхода "I Can See for Miles", которая заняла девятое место в Соединенных Штатах осенью 1967 года. Как и The Kinks, ранние синглы The Who были спродюсированы Шелом Талми. Их первый сингл "I Am the Face" лета 1964 года не попал в чарты. В 1965 году, уже как The Who и с песнями авторства Таунсенда, группа выпустила ряд хитов в Великобритании, включая "I Can’t Explain" (1965), "Anyway, Anyhow, Anywhere" (1965), "My Generation" (1965), "Substitute" (1966), "I’m a Boy" (1966) и "Happy Jack" (1966).

Появляясь каждый вторник в течение шести месяцев в клубе Marquee Club в 1964-65 годах, группа объявила свою музыку как "максимальный R&B" и быстро стала популярной среди лондонской субкультуры Моды.

Pete Townshend by Ross Half (1978)
Pete Townshend by Ross Half (1978)

Движение Моды так и не добралось до Соединенных Штатов, хотя являлось были значительной частью лондонской молодежной культуры середины 1960-х годов. Моды слушали американский ритм-энд-блюз, ямайский ска и блю-бит, одевались очень своеобразно, работали, но пренебрегали продвижением по службе, часто катались на мотоскутерах и танцевали до поздней ночи (часто под воздействием веществ в избранных лондонских клубах, таких как the Scene). Моды часто конфликтовали с Рокерами, которые ездили на мотоциклах и носили кожаные куртки в стиле Марлона Брандо из фильма "Дикарь" (1953).

Вражда между этими двумя группировками была достаточно серьёзной и даже породила беспорядки - летом 1964 года Моды и Рокеры устроили драку на улицах Брайтона, тихого приморского курортного городка. Моды и их стиль жизни запечатлены в Quadrophenia, концептуальном альбоме The Who 1973 года, в котором вышеупомянутая разборка на Брайтон-Бич играет решающую роль.

Благодарю за интерес к моим статьям!

Присоединяйся к нам в @rocknrolltherapy, если любишь рок!

#bluesrock #theanimals #thekinks #thewho #theyardbirds #britishbluesrock #rocknroll #рок #рокмузыка #британскийрок

Блюз
8739 интересуются