Следуя примеру The Rolling Stones, другие британские группы тоже стали демонстрировать более дерзкий, нонконформистский и бунтарский образ. Такие группы следовали традиции электрического блюза Чикаго 1950-х, включающей слайд-гитару, губную гармошку и вокальное исполнение в стиле Мадди Уотерса, Элмора Джеймса и Литтл Уолтера, и приобрели популярность в Соединенных Штатах после того, как The Beatles "ворвались" на американский рынок.
Возрождение блюза в Великобритании было сосредоточено в Лондоне и подпитывалось тем же британским энтузиазмом к американской фолк-музыке, который запустил трад-джаз и скиффл. Катализаторами этой сцены стали гитарист Алексис Корнер и гармонист Сирил Дэвис, которые начали играть блюз во время перерывов на выступлениях трад-группы Криса Барбера. Корнер и Дэвис вскоре начали регулярные блюзовые сессии в Лондонском Marquee Club (которым владел Барбер), а затем в Ealing Club.
Начинающие блюзовые музыканты обычно играли кавер-версии американского электрического блюза, стараясь как можно точнее имитировать звуки с пластинок. Записи 1962 года группы Корнера-Дэвиса Blues Incorporated демонстрируют, насколько точными были эти кавер-версии.
Записи американского блюза было нелегко найти в Великобритании и их нехватка привела к торговле и заимствованиям среди представителей лондонской блюзовой культуры, что ещё больше усилило субкультурные аспекты возрождения блюза в Великобритании.
Многие важные музыканты в истории рока вышли из лондонской блюзовой сцены, в том числе Джон Мэйолл, Стив Уинвуд, Эрик Клэптон, Джек Брюс и Джон МакЛафлин. Среди тех, кто посещал джем-сейшны Дэвиса и Корнера, была и пара подростков из лондонского пригорода Дартфорд - гитарист Кит Ричардс и певец Мик Джаггер.
The Animals
Родом из Ньюкасла, The Animals были ещё одной блюзовой группой, которая пользовалась успехом в Великобритании и США. В сопровождении мощного блюзового пения Эрика Бердона группа первоначально играла в клубах на севере Англии и даже провела два месяца в гамбургском Star Club до переезда в Лондон в начале 1964 года. The Animals стали известными, когда их выбрали для участия в туре по Великобритании с участием Чака Берри в качестве хедлайнера.
Полагая, что им нужно произвести сильное музыкальное впечатление во время тура, группа завершила свой сет медленной американской фолк-блюзовой песней "House of the Rising Sun". Спродюсированный Микки Мостом (который также будет продюсером Herman's Hermits), сингл занял шестое место в Великобритании и седьмое место в Соединенных Штатах летом 1964 года.
Далее последовала череда международных популярных хитов, в том числе кавер-версия песни Нины Симон "Don’t Let Me Be Misunderstood" (1965), Барри Манна и Синтии Вейл "We’ve Gotta Get Out of This Place" (1965) и "It’s My Life" (1965). После перехода к продюсеру Тому Уилсону группа продолжала выпускать синглы, в том числе традиционную тюремную блюзовую песню "Inside Looking Out" (1966) и "Don’t Bring Me Down" (1966). К сентябрю первоначальный состав The Animals распался, хотя Бердон продолжал работать с новыми музыкантами как группа Eric Burdon and the Animals, а басист Чес Чандлер стал менеджером Джими Хендрикса.
The Yardbirds
Когда в 1963 году The Rolling Stones отказались от своего выступления в клубе Crawdaddy в Ричмонде, их место заняли The Yardbirds и взяли Гомельского в качестве менеджера. Первоначально группа состояла из Кита Релфа (вокала и гармошка), Пола Сэмвелла-Смита (бас), Джима МакКарти (барабаны), Криса Дрея и Тони Топхэма (гитары), но вскоре Топхэма сменил Эрик Клэптон.
Именно в эти годы Клэптон получил свое прозвище "Slowhand" ("Медленная рука"), потому что часто рвал гитарные струны и ему приходилось менять их прямо во время выступления, а зрители сопровождали это медленными аплодисментами.
Изначально группа была более предана блюзовым традициям, чем The Rolling Stones, а Клэптон был особенно бескомпромиссен в своём сопротивлении поп-музыке в то время. The Yardbirds делали длинные импровизационные пассажи в конце песен, которые они назвали "рейв-ап"; они подчёркивали инструментальное мастерство участников группы (особенно Клэптона) и были предшественниками инструментального джем-сейшна, характеризующий большую часть рок-музыки в конце десятилетия. Пример можно услышать в конце кавера на песню "Smokestack Lightning" группы Howlin’ Wolf, записанной в Marquee Club и выпущенной на альбоме Five Live Yardbirds в декабре 1964 года.
Гомельский надеялся, что The Yardbirds последуют модели The Rolling Stones как создатели хитов, но первые два сингла группы в Великобритании провалились: "I Wish You Would" не попал в чарты, а "Good Morning Little Schoolgirl" поднялся только до сорок четвертого места. Решив, что группе нужен надёжный поп-хит, Гомельский (который не только был менеджером, но и продюсировал группу вместе с Сэмвеллом-Смитом, выступавшего в качестве музыкального руководителя), купил песню Грэма Гоулдмана "For Your Love".
Для Клэптона это было слишком: после того, как "For Your Love" была закончена, гитарист сразу покинул The Yardbirds, чтобы присоединиться к блюзовой группе John Mayall and the Bluesbreakers. Сингл The Yardbirds поднялся до шестого места в Соединенных Штатах и третьего места в Великобритании в первой половине 1965 года.
Джефф Бек заменил Клэптона на соло-гитаре и его более экспериментальный характер можно услышать в следующем сингле группы "Heart Full of Soul" (1965). Бек использует эффект фузз для создания характерного гитарного лика - эту технику Кит Ричардс использовал в "Satisfaction" ("Heart Full of Soul" была записана 20 апреля 1965 года, в то время как "Satisfaction" - три недели спустя 12 мая 1965 года). "Heart Full of Soul", также написанная Гоулдманом, достигла девятого места в Соединенных Штатах и второго места в Великобритании летом 1965 года.
Группа была особенно взволнована записью своего первого оригинального сингла "Shapes of Things" (1966) в Chess studios в Чикаго, где они также записали кавер-версию песни Бо Диддли "I’m a Man". В новой студии звукозаписи Сэма Филлипса (преемника Sun Studios) в Мемфисе The Yardbirds записали версию "Train Keeped a Rollin’", рокабилли-трека, который чаще всего ассоциируется с версией Rock and Roll Trio Джонни Бернетта 1956 года.
Весной 1966 года Саймон Нейпир-Белл и Пол Сэмвелл-Смит взял на себя обязанности продюсера у Гомельского, в результате чего был выпущен последний сингл группы "Over, Under, Sideways, Down". В июне Сэмвелл-Смит покинул группу, чтобы посвятить себя продюсированию, и был приглашен сессионный гитарист Джимми Пейдж.
Пейдж изначально играл на басу, но к осени Дрея переключился на бас, позволив и Беку, и Пейджу играть на соло-гитарах. В октябре Бек покинул The Yardbirds, сформировав Jeff Beck Group, в то время как Пейдж, Дрея, Релф и Маккарти сохраняли группу до распада летом 1968 года. Пейдж сформировал Led Zeppelin, чтобы провести уже забронированные концерты The Yardbirds.
Не все блюзовые группы, выступающие в лондонских клубах, добились успеха в чартах. Пожалуй, самой деятельной группой на лондонской сцене были Georgie Fame and the Blue Flames, в которой в разное время выступали гитарист Джон МакЛафлин и барабанщик Митч Митчелл (который позже играл с Джими Хендриксом). Джорджи Фэйм, урожденный Клайв Пауэлл, но получивший псевдоним от Ларри Парнеса в начале 1960-х, записал несколько британских хитов, в том числе: "Yeh Yeh" в 1965 году и "Get Away" в 1966 году.
Другие группы на сцене включали Graham Bond Organization с участием Джека Брюса, будущего барабанщика Cream Джинджера Бейкера и МакЛафлина. Zoot Money’s Big Roll Band с участием будущего гитариста Police Энди Саммерса. Spencer Davis Group вместе с органистом Стивом Уинвудом заняла два первых места в британских чартах с хитами "Keep On Runnin" (1965) и "Somebody Help Me" (1966), прежде чем попасть на международный уровень с "Gimme Some Lovin’" (1966) и "I’m a Man" (1967).
The Kinks и The Who
Ярлыки "в стиле Битлз" и "в стиле Стоунз", очевидно, не могут быть применены ко всем британским группам 1960-х годов. Наиболее важными среди групп, которые не поддаются такой строгой классификации, являются The Kinks и The Who.
The Kinks возникли из тех же ритм-энд-блюзовых корней, что и группы "в стиле Стоунз", но выступали в основном с пакетными турами, которые включали много поп-ориентированных выступлений. The Who не утверждали, что имеют корни в блюзе, но регулярно выступали в лондонских клубах ритм-энд-блюза. Как и The Beatles, обе группы зависели от сильного написания песен участниками (Рэй Дэвис в The Kinks и Пит Таунсенд в the Who); и, как и The Rolling Stones, обе группы подчеркивали необузданную мощь и ритмичный драйв американского ритм-энд-блюза.
Образованная в 1963 году, группа The Kinks состояла из братьев Рэя и Дэйва Дэвисов на гитаре и вокале, Питера Куэйфа на бас-гитаре и Мика Эйвори на барабанах. Оба брата Дэвиса играли в различных блюзовых группах по всему Лондону, в то время как Эйвори был одним из первых барабанщиков The Rolling Stones.
The Kinks с самого начала выиграли от агрессивной управленческой команды и производственных талантов Шела Талми. Первые два сингла группы, выпущенные в первой половине 1964 года, не попали в чарты. Их третий сингл "You Really Got Me" занял первое место в Великобритании и седьмое место в Соединенных Штатах осенью 1964 года. Агрессивный поп-подход The Kinks можно услышать в начальных гитарных аккордах "You Really Got Me" и в диком гитарном соло в середине трека.
Далее последовала серия оригинальных песен, в том числе "All Day and All of the Night" (1964), "Tired of Waiting for You" (1965) и "Till the End of the Day" (1965). По мере того как The Beatles становились всё более серьёзными и амбициозными в своих текстах в 1965 году, то же самое делал и Дэвис: песни "A Well-Respected Man" (1965) и "Dedicated Follower of Fashion" (1966) представляли собой умную и резкую критику культуры 1960-х годов.
Первоначально образованная в 1962 году как the Detours, The Who объединила игру на гитаре и написание песен Пита Таунсенда с пением Роджера Долтри, уверенной игрой на басу Джона Энтвистла и маниакальной игрой на барабанах Кита Муна. Хотя в конечном итоге они стали одной из самых важных групп в истории рок-музыки, The Who не оказывали большого влияния в Америке до конца 1960-х годов.
Их серия синглов в Великобритании в середине 1960-х годов так и не попала в Топ-40 США, и успех группы был ограничен Великобританией до выхода "I Can See for Miles", которая заняла девятое место в Соединенных Штатах осенью 1967 года. Как и The Kinks, ранние синглы The Who были спродюсированы Шелом Талми. Их первый сингл "I Am the Face" лета 1964 года не попал в чарты. В 1965 году, уже как The Who и с песнями авторства Таунсенда, группа выпустила ряд хитов в Великобритании, включая "I Can’t Explain" (1965), "Anyway, Anyhow, Anywhere" (1965), "My Generation" (1965), "Substitute" (1966), "I’m a Boy" (1966) и "Happy Jack" (1966).
Появляясь каждый вторник в течение шести месяцев в клубе Marquee Club в 1964-65 годах, группа объявила свою музыку как "максимальный R&B" и быстро стала популярной среди лондонской субкультуры Моды.
Движение Моды так и не добралось до Соединенных Штатов, хотя являлось были значительной частью лондонской молодежной культуры середины 1960-х годов. Моды слушали американский ритм-энд-блюз, ямайский ска и блю-бит, одевались очень своеобразно, работали, но пренебрегали продвижением по службе, часто катались на мотоскутерах и танцевали до поздней ночи (часто под воздействием веществ в избранных лондонских клубах, таких как the Scene). Моды часто конфликтовали с Рокерами, которые ездили на мотоциклах и носили кожаные куртки в стиле Марлона Брандо из фильма "Дикарь" (1953).
Вражда между этими двумя группировками была достаточно серьёзной и даже породила беспорядки - летом 1964 года Моды и Рокеры устроили драку на улицах Брайтона, тихого приморского курортного городка. Моды и их стиль жизни запечатлены в Quadrophenia, концептуальном альбоме The Who 1973 года, в котором вышеупомянутая разборка на Брайтон-Бич играет решающую роль.
Благодарю за интерес к моим статьям!
Присоединяйся к нам в @rocknrolltherapy, если любишь рок!
#bluesrock #theanimals #thekinks #thewho #theyardbirds #britishbluesrock #rocknroll #рок #рокмузыка #британскийрок