Найти тему
Читающим между слов...

Метод закалки духа воина – 精神鍛錬 (сэйсин танрен).

Оглавление

Ден.

В начале желательно выяснить, что из себя представляет понятие 伝 (ден) - (буквально переводится с японского – метод, способ, образ действия).

Ден, часто подразумевают, как «переход», это сложное понятие, которое невозможно объяснить словами, и тем не менее, оно проявляет саму суть 流 (рю – школы). Подобные вещи и не подлежат словесному описанию, некоторые 流 (рю) чайной церемонии, составления букета и многих других направлений имеют письменные наставления, передаваемые из поколения в поколения от мастеров к последователям. Подобные наставления, или «денся», очень часто могут расшифровать только люди, изучающие данную традицию, те, кто получил передачу знаний «от сердца к сердцу».

Помимо своего основного значения 伝 (ден) может переводиться, как традиция или учение, т.е. в данном случае его значение полностью совпадает со значением流 (рю). Например,

  • раздел обучения, передаваемые только из уст в уста называются 奥伝 (окуден),
  • а тайные эзотерические традиции и методы носят название 秘伝 (хиден).

奥伝 (окуден) и 秘伝 (хиден)

Хотя 奥伝 (окуден) и 秘伝 (хиден) иногда можно найти в книгах, их подлинное значение можно осознать только в процессе практики, в этом сходятся представители многих поколений учителей и их последователей.

формальная видимая часть и скрытая от глаз 奥伝 (окуден) и 秘伝 (хиден)
формальная видимая часть и скрытая от глаз 奥伝 (окуден) и 秘伝 (хиден)

Передача 流 (рю) носит очень интимный характер, и на протяжении многих веков довольно часто мастера имели 内弟子 (ути-деси) - живущих вместе с ними учеников, которые не только формально проходили обучение, получали те же знания, что и все остальные, но и заботились об учителе, выполняли обязанности по хозяйству и другие поручения сенсея. В некоторых школах такая традиция жива и в 21 веке.

Постижение 流 (рю) и получение знаний данной традиции полагают принятие на себя определенных обязательств, так как само изучение это не только обретение технических навыков. Само знание техники можно передать другому человеку, но приобретение уровня реального владения этой техникой полностью зависит от конкретного человека, его мотивации и желания учиться, и здесь уже важно не то, насколько эффективен инструктаж учителя, сколько целеустремленность и самоотверженность самого ученика.

-3

Несмотря на иногда имеющие место в Японии, как, впрочем, и на Западе попытки продать мастерство по сходной цене, никто не может просто отдать или продать вам искусство. Вы должны заслужить и найти его сами. Каждый раз, когда вы достигаете нового уровня осознанности или понимания, вы тем самым учитесь, постигаете природу 道 (До:) - Пути. Другими словами, несмотря на бытующее мнение, практика 武道 (Будо:) направлена не на то, чтобы научить вас и любого другого ученика побеждать противника (пистолет в этом случае более эффективен), да и хороший чай можно заварить гораздо быстрее, чем это делают в тядо.

В практике Пути техники и методы это лишь инструменты для достижения 精神鍛錬 (сэйсин танрен).

Сэйсин подразумевают «дух», а танрен — «ковка».

В практике 道 (До) - Пути дух выковывается так же, как и японский меч катана в кузнечном горне. 日本刀 (Нихонто) - меч самурая, известен во всем мире благодаря своей уникальной прочности и феноменальной остроте. Меч начинает свой путь с куска железа, который впоследствии накаляют, выковывают, сворачивают и бьют, придавая ему нужную форму. 日本刀 (Нихонто) появляется на свет в результате многочисленного сворачивания, изгибания и ковки в раскаленной до нужного состояния кузне. В конце он будет опущен в ледяную воду, выдержан там и закален. Готовый меч будет иметь столь прекрасную, сколь и наводящую ужас форму.

Меч самурая символизирует его дух: острый и гибкий, мощный и чистый.

Учитывая то доминирующее положение в японском обществе, которое занимали самураи, не удивительно, что дух самурая и сегодня, в 21 веке, пронизывает все сферы японской культуры, искусств и Пути.

Катана может использоваться как орган зрения для мёртвой зоны.
Катана может использоваться как орган зрения для мёртвой зоны.

精神鍛錬 (сэйсин танрен): ковка духа — эта идея является общей для всех форм 道 (До:) - от чайной церемонии до каллиграфии, и конечно же в 武術 (Будзюцу), которые изначально представляли собой не духовную практику, а ремесло сословия воинов Японии. Также как рождение великолепного меча требует колоссальной работы кузнеца, так и человек, изучающий 道 (До) - Путь, обязан через практику До очистить, укрепить и сделать острым свой дух. Это процесс, который может показаться очень суровым и необоснованно жестким, но когда становится виден результат, все вопросы и сомнения отпадают сами собой.

Специальный тренинг.

В Японии есть традиция проводить два вида специальных занятий.

  • Тренировки в самое холодное время — Кангейко — 寒稽古.
  • И тренировки в самое жаркое время -Сечугейко — 暑中稽古.

Все традиционные школы боевых искусств поддерживают эту традицию.

Кангейко ежегодно практикуют в школах Карате, Дзюдо, Кендо, Айкидо, Дзю-дзюцу. Кангейко может отличатся по стилю проведения, интенсивности работы и направленности воздействия и все же, есть общая черта — тренировки проводятся
  • очень рано утром, до начала основных классов, в самые холодные дни зимы, как правило это январь, непрерывно в течении 10 дней.
  • Занятия могут проводится как в Додзе, так и на улице. Главное, что бы было холодно!
При этом, обычные занятия в Додзе не отменяются. И все ученики обязаны посетить и их.

Для того, что бы добраться до места занятий и вовремя успеть на тренировку, студентам приходится вставать утром на много раньше обычного. А после занятия надо успеть на работу или учёбу, после основных дневных занятий, снова на штатную тренировку и так проходит весь десятидневный период.
Такой режим занятий требует от учеников мобилизации уникальных качеств и затраты запредельных психических и физических усилий.

Кангейко это, своеобразная, система закаливания для Тела и Духа.

Преодоление психических препятствий закаляет Дух. Интенсивная работа в холодном Додзе или на улице, при минусовой температуре закаляет Тело. Большое количество повторений техник совершенствует мастерство и понимание Айкидо. На это и нацелена Кангейко.

Курс таких тренировок можно сравнить с мисоги — ритуалом очищения, только через интенсивную практику.

«Холодно?» — спрашивают друзья. Да, но только если ты обращаешь на это внимание. «Песок попадает в глаза?» обязательно и не только! Но каким бы суровым ни казалось это испытание, оно все равно намного легче, чем подобная практика в снегу.

Для чего тратить так много времени, на практику одного-единственного элемента иероглифа? Почему бы не поспать после новогодней ночи? Зачем кататься по холодному песку или по снегу, чтобы научиться самозащите?

Мастерство требует тотального внимания и огромного числа повторений и упорнейшего труда, а дисциплина вырабатывается постепенно. При этом помните, что сознание контролирует тело, а тело способно на куда большее, чем мы привыкли считать, особенно если присутствуют мотивация, и по-настоящему позитивная внутренняя установка. Именно для взращивания подобных качеств и направлен тренинг в разгар зимы.

Вот что значит 精神鍛錬 (сэйсин танрен).

Тема учителя и ученика в моей статье Учитель - это диагноз...

Но не стоит забывать о том, что всегда есть риск потерять равновесие в сторону одной из дуальностей. Бывало, что концепция 精神鍛錬 (сэйсин танрен) использовалась для оправдания некоторых перегибов в японских искусствах и практике 道 (До:) - Пути, начиная от взимания непомерной платы за обучение и до эксплуатации новичков.

Снова , возвращаясь к метафоре с мечем, надо обратить внимание, что в процессе его создания меч подвергается воздействию огромной температуры и мощнейшему физическому воздействию, но слишком большая температура или чрезмерное приложение силы приведет к появлению дефектов; при закалке лезвия, если мы поместим его в слишком холодную воду или продержим в ней больше, чем положено, дефектов тоже не избежать. Создание великолепного меча требует применения большой температуры и силы, но также чувствительности и осознанности, и точно так же 精神鍛錬 (сэйсин танрен) наряду с практикой и изучением 道 (До:) - Пути требует баланса и умеренности. Я имею в виду тот самый принцип «Ахимса» из йоги или естественный ход вещей. Дух ученика нужно выковать и закалить, а не сломать.

🚩 МуСин – состояние Ума мастера (Будо)武道

🚩 Тренировка трёх компонентов нашей личности.


Препятствие должно быть трудным, тогда Тело и Дух становятся сильне, но оно должно быть по силам иначе опустятся руки...

Искусство сохранять равновесие между противоположностями открывает в нас неведомые нам раньше области...
Искусство сохранять равновесие между противоположностями открывает в нас неведомые нам раньше области...
В заключении хочу пожелать всем читающим эту статью, оставаться объективными, позитивными и щедрыми на похвалу. Любой читающий эти строки может открыть между строк свои уникальные озарения и инсайты, которые и являются главным смыслом любой моей статьи. Всё даётся как одна из возможных версий естественного хода событий и не означает, что вы должны соглашаться абсолютно со всем, что кто-то здесь публикует. Каждый имеет право на свою Точку Зрения. Однако свое Уникальное Виденье можно выразить очень тактично, а иногда лучшим вариантом может быть - просто промолчать.

Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!

Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!

Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!

Хорошего вам дня, и до новых встреч!