Найти тему
Частный дом

В современном мире школа не нужна. А учитель?

Школа
Школа

Каждый из нас на протяжении жизни так или иначе участвует в процессе обучения.

В детстве мы идем в первый класс, учимся, заканчиваем школу. В дальнейшем проходим этот же путь со своими детьми и внуками.

Понимаем и добровольно не откажемся от получения знаний систематического: уроки, курсы, семинары, так и несистематического: информация из интернета, кино, книги.

Но почему в опросе, проведенном ВЦИОМ, только 13% родителей видят своих детей учителями, а количество детей, желающих приобрести эту профессию и того меньше?

Получается, что знания и способ их получения – это разные вещи?

Большинство из нас, пройдя прекрасную советскую школу, помнят и испытывают много неприятных эмоций: утомлявшего сидения за партами, изучения предметов, которые не по душе, обид и оскорблений от учителей и случайно подобранных одноклассников, требований соответствия непонятно кем созданных норм, комсомольских собраний.

Как же хотелось от этого избавиться и избавить от этого своих детей! Но время шло, и через несколько десятилетий стало понятно, что мало что меняется, остается то же самое принуждение, против которого бунтуют современные подростки, непонятные, кажущиеся ненужными знания, учителя, готовые до последней капли крови защищать руку дающую.

Заметили, что в 80-90 годы учителя-новаторы, ищущие индивидуальный подход к детям, создающие новые системы обучения, сменились «Учителями года»? Конкурсом, который обезличен, требует много документов, портфолио, и мало творчества, работы с детьми?

Конечно, школа – слепок общества, и на протяжении веков она отражала его иерархическую структуру. Считалось, что в отсутствие принуждения человеческое образование неосуществимо.

Человек должен использовать силу, чтобы установить доминирование, а затем использовать это доминирование, чтобы контролировать поведение.

Создавалась система организаций школьного обучения, где физические наказания были нормой еще до недавнего времени. Со временем, физическое давление сменилось психологическим, нравственным, идеологическим.

Но за последнее время появилось два несокрушимых события, которые резко меняют все.

Первое – переход большинства социальных отраслей в финансовую плоскость. Сначала первый кит – медицина, затем образование.

Было много страданий: что же вы превращаете учителя в продавца булочек? И понимание, что знание – это тоже продукт, который можно продавать и покупать.

Второе – уникальный опыт дистанционного обучения во время пандемии.

Первые звоночки были еще до этого, когда некоторые родители переводили своих детей на дистанционное обучение не только из-за проблем со здоровьем, но и понимая, что их дети, без того отрицательного, что накопилось в современной школе, освоят материал и сохранят здоровье, а освободившееся время потратят по своему усмотрению, делая то, что нравится, среди тех людей, с которыми хочется находиться.

Конечно, это потребует самодисциплины от каждого, от родителей, от детей.

Но ведь мы помним свои чувства, когда делаешь не по принуждению, увлечен, что даже есть некогда.

То есть, в первую очередь, система образования отжила свое. И, если она сама кардинально не изменится, что вряд ли случится, современные тенденции ее просто смоют.

Ну а систематизацией знаний займутся уже другие люди, что и происходит на просторах интернета.

-2