- Мама, я уже собрался в школу. Можно я теперь поиграю?
Уже почти год, как Алмаз научился собираться в школу самостоятельно.
Мне не нужно больше давать ему бесконечные инструкции и напоминания: «А теперь ешь завтрак!», «Пора чистить зубы!», «Переодевайся!»
И нет необходимости поторапливать его, когда он отвлекается на игру во время завтрака или задумывается о чём-то и надолго зависает в процессе переодевания.
Визуальное расписание тоже уже не обязательно. Оно, конечно, висит на стене в комнате сына, но мы сейчас редко к нему обращаемся.
Уже давно нет истерик перед выходом, которые случались в 4 года из-за тревоги и сложностей с переходом от одного вида деятельности к другому.
Теперь по утрам нужно только приготовить завтрак и одежду для сына. Остальное он делает сам. Ура! Ещё одна победа! К ней мы шли долго, и изменения происходили постепенно. Поделюсь, как это происходила поэтапно.
1) Овладение навыками.
Когда Алмазу было 2-4 года, мы активно работали над навыками самостоятельности и самопомощи. Было важно,чтобы он научился самостоятельно мыть руки, держать ложку, чистить зубы, одеваться, управляться с застёжками на ботинках и т.д.
В тот период я выделяла достаточно много времени на сборы в детский сад, чтобы не пришлось торопиться и делать за ребёнка то,что он уже умел сам. Для всех родителей полезно научиться давать максимальную самостоятельность ребёнку в таких вопросах. Но для родителей детей с РАС это особенно важно, так как самостоятельности в чём-то добиться нашим детям намного сложнее,чем их нейротипичным сверстникам.
Поэтому не нужно делать за ребёнка то, что он уже может сделать сам (даже если он делает это не так хорошо, правильно, красиво и быстро, как вы).
2) Приятное занятие и предупреждение о скором выходе.
В 3 года Алмаз мог закатить грандиозную истерику перед выходом в детский сад. Мне также приходилось подолгу уговаривать сына почистить зубы или надеть рубашку. Это было связано с тревогой при переходе от одного вида деятельности к другой, а также с негативизмом и недостатком мотивации.
Обычно эта проблема решалась с помощью доски «Сначала... потом»: «Сначала доешь завтрак, потом поиграй с мамой», «Сначала переоденься, потом посмотри мультфильм» и т.д. Когда ребёнок с нетерпением ждал какого-то приятного для него занятия, то ему удавалось легче и быстрее выполнить то,что не вызывало особого восторга или давалось с трудом (например, процесс переодевания).
В начале такой практики доску «Сначала...потом» приходилось применять почти для каждого действия по сбору в школу. Но постепенно мы пришли к тому,чтобы смотреть мультфильм перед выходом в школу, когда всё уже сделано. То есть: «Сначала нужно собраться в школу, потом можно смотреть мультик».
Кроме того, я предупреждала сына перед самым выходом,что мы выходим через 5 минут, потом - через 3 минуты, позже - через 1 минуту.
3) Последовательность действий и ритуалы.
Многим детям с РАС сложно научиться самостоятельно выполнять последовательность действий из-за сложностей с моторным планированием. Поэтому, им легче соблюдать ритуалы и следовать привычному расписанию.
Если каждое утро ребёнок выполняет одну и ту же последовательность действий, то эти действия он научится воспринимать как знакомые, дающие ощущение стабильности. Соответственно, будет меньше негативизма и больше самостоятельности. Вам реже придётся уговаривать его или давать инструкции.
Поэтому с трёх лет мы ввели утреннюю, дневную и вечернюю рутины. По мере взросления ребёнка эти рутины постепенно усложняются и становятся более гибкими. Но соблюдаем мы их так же регулярно, как раньше и нарушаем редко.
4) Визуальное расписание и самоконтроль.
Ещё одним важным шагом на пути к самостоятельности стало для нас использование визуального расписания и работа по развитию самоконтроля.
Как мы это делали? Я проводила линию на магнитной доске и делила её пополам. На одной стороне доски был список дел, которые нужно сделать и магниты с соответствующими картинками. На другой стороне – список дел, которые уже сделаны. Если дело сделано, то магнит нужно перенести во второй список.
На этом этапе у Алмаза была задача: по пунктам выполнять список дел и переносить магниты из одного списка в другой. После того как все задания были выполнены, Алмаз мог поиграть 10-15 минут в любимую игру на компьютере перед выходом в школу.
5) Понимание времени и тайм-менеджмент:
Окончательной самостоятельности при сборе в школу мы добились, работая над способностью понимать время и управлять собственным временем.
Сначала я обсуждала с Алмазом, сколько ему потребуется времени для того или иного действия. Мы учились отслеживать нужное количество времени для определенного занятия с помощью визуального таймера.
Это помогло сыну быть более собранным во время утренней рутины. Например, я подавала ему завтрак на стол и устанавливала таймер на 15 минут. Сын должен был позавтракать в течение этого времени, не отвлекаясь на что-то другое. Если ему это удавалось, то я давала ему больше времени на любимую игру перед выходом.
Постепенно Алмаз научился отслеживать время сам. Теперь я просто устанавливаю визуальный таймер утром на 1 час и сын сам следит за временем. Чем быстрее он соберётся в школу, тем больше времени ему остаётся на любимую игру перед выходом.