Найти тему
Прорывист

К вопросу о духовной культуре

Нередко можно услышать от, в общем-то неглупых людей, утверждение, мол, если общественное сознание отражает общественное бытие, значит, оно упрощает многообразие духовной жизни человечества. Да и можно ли всё многообразие духовной жизни упорядочить в принципе?

Культурное развитие, стабильное соцобеспечение, рост жизненного уровня основной массы городского и сельского населения – это народ, это ВКП(б), это И.В. Сталин, возглавивший партию и государства и сделавший для всех народов бывшего СССР больше чем кто-либо в истории России.
Культурное развитие, стабильное соцобеспечение, рост жизненного уровня основной массы городского и сельского населения – это народ, это ВКП(б), это И.В. Сталин, возглавивший партию и государства и сделавший для всех народов бывшего СССР больше чем кто-либо в истории России.

Естественно, сложность и многосторонность данной области жизни людей поражает воображение. От народных, почти забытых песен, пословиц и поговорок до многочисленных литературных памятников, классических музыкальных произведений, творений скульпторов, живописцев, поэтов, учёных - голова может пойти кругом от этого разнообразия.

Тем не менее, вся эта пестрота произведений духовной культуры - не "броуновское движение" людских мыслей, т.к. вся духовная культура Homo sapiens является отражением материальных условий общественной жизни.

Пожалуй, начать стоит с понятия "духовная культура".

Что это такое если не общественное сознание, так как любой продукт духовной культуры: песня, картина, скульптура - это результат человеческого сознания. А люди не могут воспроизводить самих себя вне общества и связаны между собой многочисленными нитями общественных отношений.

Даже Робинзон Крузо оставшись на необитаемом острове, опосредованно, но вступал в общественные отношения, так как использовал, иначе бы не выжил, продукты общественного производства: топор, компас, бумагу и т.д.

Следовательно, духовная, сознательная жизнь людей в научном смысле выступает как совокупное, общественное сознание.

Поэтому марксизм и утверждает, что общественное бытие - это в первую очередь экономическая, материальная жизнь людей, производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства.

Таким образом, фундамент духовной деятельности людей - это конкретные общественные отношения, возникающие по поводу жилища, пищи, одежды и т.д. Очевидно же, что если у художника или композитора нет еды или если она плохая - на пальмовом масле, с пестицидами и т.п. к большой и плодотворной работе он не годен.

Естественно, при капитализме в обществе прозябают по переходам/электричкам и влачат жалкое существование на "монмартах", массы талантливых людей, но это и закономерно, поскольку, например, после уничтожения СССР, в РФ хороших фильмов, песен, книг и т.д. - раз, два и обчёлся...

Именно поэтому духовная жизнь общества, а если говорить научно - общественное сознание: все взгляды, предпочтения, представления - политические, правовые, моральные, религиозные, являются отражением общественного бытия.

В этом свете "духовная культура" на первой фазе коммунизма в Советском Союзе, представляла собой тот рычаг, взявшись за который коммунисты смогли в кратчайшее время провести культурную революцию в государстве, являлась главным фактором победы нового строя.

Работа по просвещению миллионов людей в сталинском СССР не имела примеров в мировой истории. Вторая пятилетка (1933-1937) ознаменовала собой, в том числе и коренной переворот в духовном развитии общества, т.е. в общественном сознании граждан. И достигалось это непосредственно через изменение материальных условий жизни людей. Например, "ипотека" при Сталине - это кредит на 12 лет под 1% годовых.

Результаты, которых добилась партия и народ под руководством Иосифа Виссарионовича повергло в изумление весь мир. Но одни - капиталисты и их охвостье только скрежетали зубами, понимая, что необходимо срочно готовить военное вторжение при помощи фашизма в отдельно взятую страну, семимильными шагами идущую по пути к коммунизму, а другие - люди прогресса, с надеждой и воодушевлением смотрели не только на фантастические темпы роста экономической независимости СССР, но и на небывалый культурный взлёт первого в мире государства рабочих и крестьян.

Только в 1933-1937 гг. открылось более 20 тыс. школ. Не говоря уже про секции, кружки, дворцы пионеров и проч. Вдумайтесь в эти цифры.
Только в 1933-1937 гг. открылось более 20 тыс. школ. Не говоря уже про секции, кружки, дворцы пионеров и проч. Вдумайтесь в эти цифры.

В частности, классик американской литературы Теодор Драйзер, посетивший СССР в 1928 году, о школьном образовании страны советов писал следующее:

«Здесь я, кстати, должен заметить, что система воспита­ния детей, проводимая в России, является одной из наилучших, какую мне когда-либо приходилось наблюдать. Система эта действительно замечательная, и у меня неволь­но возникает мысль, не приведет ли она с течением времени к созданию нового человека и, как следствие, к созданию самого идеального государства, какое когда-либо существовало. Я, во всяком случае, надеюсь, что так будет».

Если же брать состояние грамотности до революции и после - разница впечатлит всех, мало-мальски имеющих отношение к образованию:

По данным переписи 1897 года, в России на 1000 жителей приходилось 223 грамотных. Иначе говоря, почти 100 из 125 миллионов мужчин и женщин не умели читать и писать. Среди народов, так называемых национальных окраин, – как известно, они составляли подавляющую часть населения страны (57%) – грамотные насчитывались единицами. У народов Средней Азии и Казахстана грамотные составляли от 0,5 до 2% населения. Среди азербайджанцев и армян их было немногим больше 10%.  На Украине 4/5 населения никогда не учились. Многие народности, населявшие Россию, вообще не имели своей письменности. По уровню грамотности Россия стояла на последнем месте в Европе. Дореволюционные просветители считали, что для достижения всеобщей грамотности мужчин потребуется 180 лет, женщин – 280 лет, а народов Средней Азии – не менее 450 лет!

Результаты культурной революции - целенаправленного, научного воздействия на "духовную культуру" - общественное сознание, привело к тому, что была практически полностью ликвидирована неграмотность населения, создана лучшая в мире единая система народного образования, сформирована новая, советская интеллигенция: научная, инженерно-техническая, художественная, произошёл невиданный скачок развития национальных культур в СССР.

Сталин требует, чтобы культура и искусство – та область, которая формирует мысли и ощущения у людей, была поднята на соответствующую высоту. И это требование было выполнено.
Сталин требует, чтобы культура и искусство – та область, которая формирует мысли и ощущения у людей, была поднята на соответствующую высоту. И это требование было выполнено.

Теперь же, пребывая в классовом обществе, духовная культура целиком и полностью зависит от денег.

Поэтому всякий честный человек сегодня может обоснованно утверждать, что зависимость хода идей от хода вещей - единственно верный и научный взгляд на общественное сознание. Что именно от внедрения прогрессивных в сравнении с капитализмом, общественных отношений и состоит суть подъёма духовной культуры, сиречь общественного сознания.

Вот так было, когда народы СССР жили свободно, не оглядываясь на Запад.
Вот так было, когда народы СССР жили свободно, не оглядываясь на Запад.

При коммунизме развитие производительных сил, освобождённых от корысти олигархов и их обслуги будут с необходимостью обуславливать повышение качества человеческих отношений, изменяя тем самым не только структуру общества, но и психологию миллионов людей. Поскольку психология общества - общественного сознания - духовной культуры соответствует экономике.

А теперь посмотрите на сегодняшнюю культуру.

Вот так стало теперь... Художница Зоя Черкасская-Ннади.
Вот так стало теперь... Художница Зоя Черкасская-Ннади.

Есть в ней связь с нынешней экономикой? И подумайте, при какой культурке в условиях банковского ростовщичества, эксплуатации и частной собственности, мы будем жить через 10 лет, через 20, а наши дети и внуки в дальнейшем?

Прикинули? А теперь кто не согласен с таким положением дел, знакомьтесь с нашими конкретными предложениями.

Южанин

#ссср #история #культура #образование #наука

____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I.
Общественно-политический журнал «Прорыв»
II.
Газета «Прорывист»

Поддержите редакцию деньгами:
I.
Принципы финансирования
II.
Подписка на газету
III.
Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора
IV.
Заказ нашей книги "Жизнеописание красного вождя"