Найти тему
Психопедагогика

Невроз от запрета, невроз без запрета

Оглавление

Познакомилась на днях с очень интересной женщиной. Наши дети вместе играли на площадке и оказались ровесниками. А сама женщина оказалась педагогом (почти коллеги!). Мы мило болтали, пока разговор не зашел о детях…. О, почему в этот момент не пошёл дождь, не начался ураган, не раздался телефонный звонок и ничто не смогло уберечь меня от того, что я услышала дальше?

- Запреты, ограничения! Их так много в нашей жизни! – вздохнула она, когда я запретила своему ребенку есть песок. - Ребенок рождается творческим существом, а мы убиваем в нем это творчество своими ограничениями. Я стараюсь избегать любых запретов.

К слову сказать, ее ребенок действительно не знал слова «нельзя». Ему было дозволено абсолютно все: бегать по площадке без штанов, плевать на головы других с горки, закидывать всех вокруг песком, истошно орать, отбирать игрушки и бить всех окружающих лопаткой. Таково было его творческое начало.

Почему запреты нужны

Кроме очевидных функций: безопасность ребенка, сохранение нервов родителей, социализация, развитие самоконтроля, у запретов есть важная задача: они охраняют психику ребенка.

Когда малыш растет в мире, где есть четкие границы дозволенного, то мир для него простой, понятный, безопасный, предсказуемый. Как будто у него есть инструкция к жизни: так делай, так не делай.

Представьте, что вы собираете икеевский шкаф. И у вас нет инструкции. Примерно так себя чувствует ребенок, в жизни которого нет ограничений. Так ведь и до нервного срыва не далеко?

Детская психика частенько не выдерживает жизни без инструкций. Тогда родители видят капризы, агрессию, нарушения сна и аппетита… Таким поведением ребенок как будто просит каких-нибудь границ: ну объясните уже мне, что я должен делать, а что-нет, я больше не могу собирать этот шкаф сам!

Для запретов тоже есть запреты!

Первый запрет - на сложные и непонятные запреты.

Вернемся к сборке шкафа. Теперь представьте, что инструкция у вас есть. Но она на древнем языке, которым никто в мире не владеет. Тогда весь ее смысл теряется.

Ребенок, которому дают непонятные ограничения и запреты, как будто оказывается вовсе без них. Поэтому, запрещая – проверяйте, что ребенок понял запрет. Учитывайте возраст и опыт ребенка. Не ведите пространных бесед, а наглядно покажите ему, как стоит действовать («Спускаясь с лестницы, держись за перила» - скажите малышу и положите его руку на перила).

Второй запрет - на количество запретов.

Пример со шкафом чертовски хорош, поэтому обратимся к нему еще раз. Теперь инструкция на вашем родном языке, написана просто и понятно, но в ней 200 страниц. Указано, что мебель надо собирать при температуре +20..21, влажности 40..50, в проветриваемом помещении, человеком с высшим техническим образованием, одетым в спецодежду, сертифицированными инструментами… Кажется, у вас опять нервный срыв?

И у ребенка, в жизни которого запретов на 200 страниц, – тоже. Серьезно! Дети, чья жизнь регламентирована от и до, без возможности коррекции, часто становятся клиентами психиатров (особенно в школьном возрасте). Поэтому, запретов не должно быть много. Они должны быть выполнимы. Они должны умещаться в детской голове и упрощать жизнь, а не усложнять ее.

Запреты и ограничения необходимы. Это неотъемлемая часть воспитания. Среди разумных и умеренных ограничений ребенку легко развиваться и взрослеть, а родителям легко получать радость от своих детей.

_____________________________________

Консультации психолога по вопросам развития и воспитания. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber). Консультации онлайн/чат.