Найти в Дзене

Ребенок на войне: как Андрей Тарковский снимал Николая Бурляева в "Ивановом детстве"

Кадр из фильма "Иваново детство". Фото из открытого источника.
Кадр из фильма "Иваново детство". Фото из открытого источника.

Из многочисленных комментариев моих читателей я поняла, что творчество Андрея Тарковского так или иначе волнует всех – кого-то оно восхищает, кого-то возмущает и раздражает, других погружает в сплин. Кто-то пытается разобраться для себя, кто же такой этот странный Тарковский – гений или злодей? А, может, безумец? Что он хотел сказать своим фрагментарным, почти сюрреалистическим письмом?

Тема «война и дети» – одна из самых сложных в искусстве. Ведь какую надо иметь душевную смелость, чтобы привести на съемочную площадку мальчика или девочку и погрузить детей в реальность смерти, страха и ненависти к врагу? Какая громадная ответственность ложится на режиссера и всю съемочную группу! Добиться от ребенка правды в кадре и не сломать его хрупкую психику… Вспомните шокирующий, но гениальный фильм Элема Климова «Иди и смотри» или первую киноленту А. Тарковского «Иваново детство»…

Поговорим о последней, об «Ивановом детстве». Это дебютный после выпуска из ВГИКа полнометражный фильм Тарковского. Он был уже на так юн, как большинство его сокурсников, – ему было 29 лет. Ни слава, ни деньги, ни работа еще не пришли к нему. И когда Михаил Ромм предложил Андрею переснять эту ленту (она была безнадежно испорчена другим режиссером), Тарковский согласился только при одном условии: студия «Мосфильма» согласится на его решение картины.

Режиссер рассуждал так:

«Иван видит сны. Что ему снится? Ему снится та жизнь, которой он лишен, обыкновенное детство. В снах должно быть обыкновенное счастливое детство. В жизни – та страшная нелепость, которая происходит, когда ребенок вынужден воевать».
Кадр из фильма "Иваново детство". Фото из открытого источника.
Кадр из фильма "Иваново детство". Фото из открытого источника.

Идея этой картины близка каждому из нас. В ней четко прописан эмоциональный посыл. Но если бы все было так просто! Задача снять 12-летнего мальчика на войне, крайне истощенного своей бедой, ненавистью к врагу, сложна неимоверно. Как настроить ребенка на то, чтобы он сумел показать в нескольких кадрах все горе, всю свою тоску по убитым немцами матери и сестренке, тоску по потерянному на войне отцу?

Николай Бурляев, сыгравший роль Ивана, уже в зрелые годы продолжал очень тепло отзываться о Тарковском. Это была его вторая роль (он дебютировал у А. Кончаловского):

«Я его полюбил с первого взгляда. Всем сердцем я был предан ему. Хотя он и не располагал к любви. Он был жесткий человек».

На съемках Тарковский действительно бывал жёсток. Он никогда не объяснял актерам, что нужно играть. «Я с ними вообще не работаю», - говорил он. Но это не совсем правда. Он готовил актера к роли психологически, настраивал его как музыкальный инструмент, иногда доводя человека до нервического истощения.

Сцена в храме, когда герой Бурляева, словно рыцарь, сражается с тенью врага, с его шинелью, была результатом сложной психологической настройки режиссером.

Как это было, мы можем представить по воспоминаниям Николая Бурляева об участии в съемках второго фильма Тарковского – «Андрей Рублев».

«Он подговаривал ассистентку по реквизиту, чтобы она каждое утро подходила ко мне, когда я на гриме, и шептала: «Андрей Арсеньевич вами очень недоволен. Он хочет отстранить вас от роли». Я сидел и дрожал. Сейчас, когда я сам режиссер, я понимаю, что он был неправ. Надо действовать любовью и тогда я бы отдал еще больше».

Но сам Тарковский о таком методе работы с актерами рассказывал студентам ВГИКа, что Бурляеву все время нужно было находиться в состоянии какой-то катастрофы, чтобы он совершенно ни в чем не был уверен.

Впрочем, этим методом пользовался не только Тарковский. Так же работал с актерами и Алексей Герман – например, с Людмилой Гурченко на съемках фильма «Двадцать дней без войны».

Фильм снимался в сложных условиях. Поздняя осень, холодно и сыро. Для съемок сцен на болоте актеров одевали в полиэтиленовые костюмы. Но те промокали насквозь. Юный Николай Бурляев все время мерз.

«Я был весь синий и дрожащий от холода», - рассказывал он в передаче «Линия жизни» на телеканале «Культура».

Как мы знаем, кинолента «Иваново детство» принесла Тарковскому известность во всем мире. Она была удостоена «Золотого льва» Международного кинофестиваля в Венеции.

А. Тарковский в Венеции на Международном кинофестивале. Фото из открытого источника.
А. Тарковский в Венеции на Международном кинофестивале. Фото из открытого источника.

Спустя годы, когда Тарковский уже снял «Андрея Рублева» и «Зеркало», он стал критично и даже небрежно относиться к своей военной драме. В интервью для газеты ВГИКа он отозвался об «Ивановом детстве» так:

«Иваново детство» - типичная вгиковская работа, из тех, что придумываются в студенческом общежитии".

Об исполнителе главной роли Николае Бурляеве режиссер сказал так:

"<…> там очень плохо играет мальчик. Очень плохо".

Единственное, что для него было важным, - это первый опыт режиссерской работы, позволивший ему «прикоснуться к духовной какой-то субстанции».

Как бы там ни было, для нас сейчас «Иваново детство» - самый понятный фильм Тарковского. В нем нет еще фрагментарности, долгих, почти бесконечных кадров, которые свойственны зрелым картинам этого режиссера. И сны Ивана так красивы, что хочется пересматривать их снова и снова.

О снах в фильмах Тарковского мы еще поговорим. Мне кажется, это очень интересно.

Жду ваших комментариев и вопросов.