Да, Владимир. Высоцкий. Только не Семёнович, а Петрович.
Тот, кто подарил читателям самые лучшие иллюстрации к "Капитану Бладу", "Последнему дню Помпеи", "Севастопольским рассказам" и десяткам других книг.
"Путь к самому себе" у Владимира Петровича оказался долгим: книжным иллюстратором он стал уже во второй половине жизни. А в детстве, должно быть, и не подозревал, что станет художником: семья не имела никакого отношения к искусству.
Родился будущий художник в 1911 году в Петербурге, в семье крупного чиновника. Родители, очевидно, были людьми широких взглядов: дали возможность троим детям просто учиться, не "программируя" непременно будущих "интеллигентов". Брат и сестра художника стали инженерами.
В 1918 году, покинув голодный Петроград, семья перебралась в глубинку, в село под Владимиром, и родители устроились учителями в сельскую школу. Три года полноценного деревенского детства! Но как только кончилась война, отец вернулся к работе по специальности - в Финансовом управлении РККА в Москве.
Владимир Петрович вспоминал, что именно тогда впервые ... проиллюстрировал книгу. Десятилетнему читателю попал в руки роман "Таинственный остров" - без последних страниц! А история понравилась настолько, что дописал окончание сам. И нарисовал картинки.
Рисовать учился во всевозможных студиях, всё ещё не предполагая, что увлечение может стать профессией. Параллельно выучился и на наладчика электрооборудования для самолётов. И уже в 1932 году вступил в Союз художников. Первыми работами были агитационные плакаты, которые теперь разыскивают коллекционеры.
И всё же в 1936 году окончательный выбор был сделан: Московский Государственный Художественный институт. Первые "художественные" заработки - открытки.
А с января 1942 года художник на Северо - Кавказском фронте в качестве сотрудника фронтовой газеты.
Пробовал себя и в жанре карикатуры. Из номера в номер газета "Прямой наводкой" печатала комикс "Новые злоключения барона Мюнхгаузена"!
Пожалуй, именно с этого момента почерк становится узнаваемым. Но тогда, казалось, призвание найдено - портретист!
Сделанный с натуры беглый рисунок - портрет Людмилы Павличенко:
А с Алексеем Маресьевым познакомился уже после войны:
"Повесть о настоящем человеке" Владимир Петрович проиллюстрировал ещё ДО личного знакомства с героем.
Пробовал себя и в живописи.
И в таких вот портретных зарисовках - вариациях на тему балета.
И - неожиданный поворот судьбы: маститый художник, кавалер многих боевых наград, приглашён на работу в Центральный Театр Советской армии. Сам позже уверял, что именно как иллюстратору эта работа дала ему очень много. А сколько довелось увидеть! В составе театра побывал в Средней Азии, Корее, Китае, Польше, Болгарии...
Но конечно, самой интересной оставалась своя страна. Первая послевоенная посевная - земля оживает!
***
Стиль определился - чёрно - белая графика. Предельная ограниченность средств: только поза и жест. Линия и пятно. Невозможность ошибки, неточности, исправлений - ведь это "докомпьютерная эпоха".
И хотя художник в последующие годы много рисовал для журнала "Мурзилка", делом жизни для него стала иллюстрация.
Причём иллюстрации к тем самым книгам, любимым с детства. Жюль Верн, Коллинз, Свифт, Сабатини, Бульвер - Литтон...
И многолетнее сотрудничество с издательством "Детская литература".
Трудно перечислить все книги, которые успел проиллюстрировать Владимир Петрович в последние двадцать лет жизни (а умер он в 1983 году). Трудно не столько даже потому, что их много, сколько потому, что перед нами - классический пример небрежения потомства: наследие художника не систематизировано.
То и дело всплывают на аукционах его доселе "неизвестные" рисунки... Сегодня этой работой занимаются сын и внучка художника. Пожелаем им терпения и удачи.
А сами просто ещё раз полюбуемся замечательным человеком и его работами, столь необходимыми всё новым и новым поколениям мечтателей:
Ассоль. Легко ли остаться самой собой, когда над тобой потешается целый город? "Это Ассоль Корабельная, не обращайте на неё внимания - она сумасшедшая!" Нормальные-то живут, не поднимая глаз к звёздам, а она, видите ли, ждёт принца под алыми парусами.
Но должны же мечты сбываться, хоть иногда? И надо ли напоминать, что чудо было рукотворным? Каждый из нас может стать волшебником для ближнего!
И, наконец, фотография автора этих незабываемых иллюстраций. Кто бы мог предположить, ЧТО кроется за внешностью "чинного чиновника"?
Судьба - иллюстрация к тезису о том, что для художника "своя тема" важна так же, как и для поэта. Можно блестяще владеть инструментами (рифмой - пером - кистью) - и при этом оставаться одним из многих. Единственным и неповторимым становишься тогда, когда делишься с людьми тем, во что влюблён сам.