Балет-рекордсмен по числу показов, сценический долгожитель, красочный и парадный — он сам похож на искрящийся новогодний шар, от которого сложно отвести взгляд.
История создания: «сложная» музыка и противоречивая премьера
В 1890 году Петр Ильич Чайковский получил новый заказ от дирекции Императорских театров. К тому моменту композитор уже создал «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу». А теперь руководитель Императорских театров Иван Всеволожский поручил ему написать оперу и балет для постановки в один вечер. Либретто уже было готово: балетмейстер Мариус Петипа передал подробный план с хореографической экспозицией.
В процессе работы над постановкой первоначальная хореографическая задумка Петипа изменилась. Известно, что в первой редакции балетмейстер планировал включить во второй акт песни эпохи Французской революции. Разумеется, цензура никогда бы не пропустила на сцену балет с революционными мотивами. Впрочем, одну из тех песен — «Добрый путь, милый дю Молле!» — Чайковский в партитуру все же включил.
Далее к постановке подключился ученик Петипа Лев Иванов, который привнес в спектакль свои хореографические и режиссерские находки. Например, знаменитые вальс снежинок и танец Феи Драже появились в балете именно благодаря Иванову.
Композиторская работа над балетом простой не была. Чайковскому предстояло соединить симфоническую музыку первого действия с дивертисментом без особого сюжета во второй части постановки. Именно по просьбе Петра Ильича премьеру балета отложили на год. В тот период Чайковский писал:
«Я работаю изо всей мочи, начинаю примиряться с сюжетом балета».
Премьера состоялась в конце 1892 года. Как и задумал Всеволожский, сначала на сцене Мариинского театра показали оперу «Иоланта», а сразу за ней — балет «Щелкунчик». Музыку к обеим постановкам написал Чайковский. В балетном спектакле принимали участие ученики театральной школы императорской труппы. Эта премьера стала началом большой традиции, когда во «взрослом» балете на сцену выходят юные танцовщики. Кстати, в тот вечер каждый начинающий артист получил от композитора предновогодний подарок — коробку конфет.
Премьерная постановка содержала два акта и три картины. Тогда балет получил разгромные рецензии. Критики сошлись во мнении, что музыка оказалась сложнее, чем сама постановка, впрочем, были мнения, что и симфоническое сопровождение оказалось слабее, чем обычно. Публицист Константин Скальковский в «Биржевой газете» писал:
«Вообще “Щелкунчик” поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою».
Впрочем, отзывы были, скорее, противоречивыми, чем негативными. Например, художник и театральный деятель Александр Бенуа после увиденной генеральной репетиции балета писал:
«Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка... великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».
Интересно, что ведущие роли в премьерном показе исполнили артисты, которые по возрасту были очень близки своим персонажам. Танцовщице Станиславе Белинской, сыгравшей Мари, тогда было всего 12 лет. Танцовщику Сергею Легату, который исполнил партию Щелкунчика, — 17. Оба на тот момент учились в театральном училище Санкт-Петербурга. Увы, после премьеры и их работу критики оценили сурово.
Но несмотря на противоречивые отзывы (даже сам Чайковский признался, что «Щелкунчика» ему было тяжело смотреть из-за слишком ярких костюмов), балет остался на сцене.
Содержание балета: одна необыкновенная ночь
«Щелкунчик» неспроста уже несколько столетий остается любимой рождественско-новогодней историей на балетных сценах мира. Действие балета разворачивается в доме Штальбаумов, куда на празднование Нового года собираются гости. Дети хозяев, Мари и Фриц, ждут настоящих чудес и яркого праздника. Среди гостей оказывается их крестный — Дроссельмейер, который подготовил для детей необычный сюрприз.
Настоящее украшение первого действия — роскошная праздничная ель. Дети собираются перед ней в ожидании подарков.
Дроссельмейер предстает в образе волшебника, способного оживить игрушки. Дети завороженно наблюдают за ним и его таинственной магией. Вдруг волшебник снимает маску — и оказывается крестным, который готов порадовать Мари и Фрица подарками. Он-то и вручает девочке куклу — нескладного забавного Щелкунчика. Фриц со свойственной шаловливым мальчишкам неловкостью ломает игрушку. Мари жалеет нового друга, бережно качает его. А Фриц с другими детьми продолжает игру. Они надевают маски мышей и дразнят расстроенную девочку. Вскоре праздник завершается, и гости покидают дом Штальбаумов.
Действие продолжается ночью в той же комнате, украшенной елью. Мари не спится: она прокралась сюда, чтобы проведать своего пострадавшего Щелкунчика. Ей вновь хочется обнять и успокоить куклу. В этот самый момент рядом с ней вдруг появляется Дроссельмейер, но он похож не на крестного отца, раздающего подарки, а на настоящего мага, как во время вечернего представления. Он творит волшебство: игрушки оживают, из-под пола появляется целая мышиная армия во главе с Мышиным королем. Куклы напуганы, ведь им угрожает смертельная опасность! И тут Щелкунчик ведет оловянных солдатиков, принадлежащих Фрицу, на настоящий бой. Мари с замиранием сердца наблюдает, как ее любимец сначала руководит целой армией, а потом вызывает на бой самого Мышиного короля. Ей самой в этом бою суждена важная роль. Дроссельмейер передает ей горящую свечу, и девочка кидает ее в мышей, чтобы спасти Щелкунчика. Вражеское войско бросается врассыпную от огня, на поле битвы остается лежать один храбрый воин.
Мари спешит на помощь к поверженной кукле, а навстречу ей уже идет прекрасный принц. Волшебство продолжается: стены дома будто раздвигаются, и Мари с принцем оказываются под звездами около наряженной ели. На верхушке праздничного дерева мерцает звезда, и они устремляются к ней в волшебной ладье.
Второе действие балета начинается там же, где герои остались: на пути к яркой звезде на елочной верхушке. Когда до волшебной манящей цели остается чуть-чуть, на них вновь нападает мышиная армия с королем. Щелкунчик, теперь уже в образе принца, смело дает отпор, а Мари с куклами в волнении наблюдают за исходом сражения. Теперь Щелкунчик побеждает врага — время праздновать победу!
Яркая часть второго действия — танцы оживших кукол и фей, торжество победившего добра в волшебном городе Конфитюренбурге. Мари и Принц счастливы на этом празднике, ведь их мечты сбылись!
Новогодний бал прекрасен, но развязка возвращает к реальности. Праздничная ночь прошла, Мари сидит рядом с елью и держит на коленях куклу — забавного и безмолвного Щелкунчика. Волшебная греза исчезла с наступлением нового дня.
После премьеры: история российских и зарубежных постановок
«Щелкунчика» ожидала долгая жизнь на сцене. Сразу после премьеры он задержался в репертуаре Мариинки более чем на 30 лет. За этот период балет, разумеется, менялся, но публика всегда встречала его тепло.
В 1919 году балет Чайковского на сцену московского Большого театра перенес Александр Горский. Эту версию критики и публика признали новаторской и, в отличие от «классической» версии, приняли хуже. Надолго в репертуаре театра она не задержалась.
Спустя четыре года обновленный «Щелкунчик» вновь оказался на сцене, на сей раз в Петербурге. Балетмейстер Федор Лопухов представил постановку, где главную героиню звали Маша. Хореограф работал в традициях авангарда. От привычных сверкающих новогодних декораций было решено уйти: их заменили разноцветные щиты на колесах. Этот балет тоже быстро исчез из афиши: состоялось менее 10 показов.
Новая Мариинская вариация «Щелкунчика» увидела свет в 1934 году. Балетмейстер Василий Вайнонен представил постановку, явно ориентированную на юных зрителей: куклы в ярких костюмах, сверкающая елка и даже фокусы на сцене. Кстати, в премьерном показе на сцену вышла Галина Уланова. В этом же году «Щелкунчик» впервые «эмигрировал» в Лондон вместе с хореографом Николаем Сергеевым.
В 1954 году хореограф Джордж Баланчин познакомил с балетом Чайковского жителей Нью-Йорка. За основу он взял классическую постановку Петипа, добавив свою хореографию. Спектакль полюбился зрителям и стал классикой.
12 марта 1966 года свою вариацию балета на сцене Большого театра представил хореограф Юрий Григорович. Он же написал либретто, опираясь и на первоисточник — сказку Эрнста Теодора Амадея Гофмана, и на работу одного из своих предшественников — Мариуса Петипа. Эту современную постановку справедливо считают наиболее близкой к канону. Кстати, зрители Большого видели «Щелкунчика» более 500 раз! Если прибавить к этой внушительной цифре другие постановки, станет понятно: балет Чайковского — не только долгожитель, но и рекордсмен по количеству показов.
А для танцовщика и хореографа Рудольфа Нуреева третий балет Чайковского стал пространством экспериментов. Он заметно переделал либретто Петипа, создав более готичный сюжет, отсылающий по атмосфере к немецкому первоисточнику, образцу романтизма. С 1967 года эта постановка идет на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден».
Партию «Щелкунчика» на сцене Американского театра балета с успехом исполнил танцовщик Михаил Барышников в 1976 году. Он же выступил хореографом в этой постановке. Американская публика полюбила историю о девочке и нескладном Щелкунчике так же сильно, как и наша: ежегодно в США идут сотни постановок под Рождество.
Символы «Щелкунчика»: Фея Драже и настоящий карнавал образов
Один из самых узнаваемых отрывков классической постановки — танец правительницы Конфитюренбурга Феи Драже во втором действии. На премьере в 1892 году этот номер исполняли на миниатюрном фортепиано с металлическими пластинами вместо струн. Инструмент назывался челестой, а привез его Чайковский из Парижа. До первого показа в России такую музыку не слышали: впоследствии театральные критики сравнивали звучание челесты с нежным звоном хрусталя. А в либретто Мариуса Петипа звуки танца Феи сравнивались со звуками падающих капель.
С хореографической точки зрения «воздушный» танец Феи Драже тоже оказался непростым и включал 16 фуэте. Впервые эту партию в Мариинке исполнила итальянская прима-балерина Антониетта Дель-Эра.
Хореографическая кульминация балета — известный во всем мире Вальс цветов. В премьерной постановке 1892 года его исполняли 24 артиста кордебалета и 8 солисток, одетые в золотые костюмы. Впоследствии число танцовщиков изменилось: осталось 6 солистов и 16 артистов кордебалета. Сначала вальс называли золотым — по цвету костюмов танцовщиков, затем розовым, когда в 1934 году балетмейстер Василий Вайнонен вывел на сцену Мариинки артистов в розовых одеждах. Неизменная аллюзия, возникающая при взгляде на танцующих, — букет ярких цветов в вазе.
Еще один танец-символ балета Чайковского — Вальс снежных хлопьев, или Вальс снежинок, изначально поставленный помощником Петипа Львом Ивановым. Сюжетно этот танец связан с препятствиями, которые возникают перед Мари и Принцем на их пути в волшебный Конфитюренбург. Со временем число артистов, исполняющих снежный танец на сцене, тоже сократилось — с 60 до 38.
Работа над «Щелкунчиком» — ответственная задача для художников сцены. В классической постановке можно насчитать около 150 костюмов, причем свои визуальные образы в балете есть не только у людей, кукол, фей и мышей. Снежинки, игрушки, даже цветы появляются в постановке в собственных уникальных костюмах. А еще, по примерным подсчетам, каждый танец снежинок требует не менее 20 килограммов конфетти. По-карнавальному зрелищный, с атмосферой настоящего праздника — таким «Щелкунчика» знают и любят ценители балета во многих странах.
Премьер Большого театра Артем Овчаренко, исполняющий партию Принца-Щелкунчика, так сказал о бессмертной постановке:
«Спектакль “Щелкунчик” Григоровича я впервые увидел, когда уже был приглашен в Большой театр. У меня ни один другой спектакль не пробуждает такие чувства и мысли о волшебстве. Мы, взрослые, которые, как нам кажется, знают эту жизнь с ее цинизмом и неурядицами, вдруг погружаемся в атмосферу, где создается магия. Здесь мы снова превращаемся в детей с их чистыми мечтами и искренней верой в чудеса. Здесь можно загадывать желания, которые исполняются».
Для самых занятых читателей у нас есть рассылка — два раза в месяц мы присылаем самые интересные статьи о балете. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!