Найти тему

Рецензия на книгу Евгения Шестова «Свистни, рак, пока есть силы» от критика Мари Москва

Евгений Шестов – член союза детских и юношеских писателей.
Евгений Шестов – член союза детских и юношеских писателей.

Главный герой – ученик 4 класса Миша Башмаков – переезжает с бабушкой из деревни в город и идёт в новую школу. У него есть тайна (он потерял обоих родителей) и особенность – Миша не разговаривает.

Повесть любопытна тем, что, с одной стороны, она стилизована под советскую. Шрифт, иллюстрация – будто держишь в руках книгу 70-х годов. С другой стороны, актуальная структура! Это дневниковые записи разных героев истории, по типу «Дома, в котором» Мариам Петросян.

Классная структура для школьной повести. Она добавляет тексту жизни, киношности. Постоянно сменяется картинка, а главное – юный читатель учится менять угол зрения, осматривая любую из жизненных ситуаций с разных сторон. Люблю этот приём!

По мере прочтения выясняется, что стилизация под советскую книгу – обманка. Наполнение – максимально современное. Не совсем понятно, зачем было переносить действие в 1978 год. Четвероклассники курят, буллинг процветает (главный хулиган и фамилией обладает соответствующей – Быков), учителя ненавидят свою работу («быстрее бежать из этого ада»), а папка Люси Морокиной «опять пришёл на рогах». Жизнь, как она есть. Актуалочка!

Кое-где в сети книжку ругают за честность и прямолинейность. Думаю, это связано с возрастным цензом: 6+. Тот же «Дом» Мариам Петросян маркирован 12+, и кажется, можно было накинуть пару лет – у Петросян в книге упоминаются и наркотики, и убийство. А «Небесный почтальон Федя Булкин» Александры Николаенко? Федя Булкин – брат-близнец Миши Башмакова. Потерял родителей, живёт с бабушкой, ведёт дневник. Маркирован 16+. Почему?

Разбираться в возрастной неразберихе придётся родителям. Нам решать, о каких гранях мира и в каком возрасте мы готовы честно рассказать ребёнку. Уверена, что не все семьи хотят оберегать детей до самой пенсии. Тем более, что повесть у Евгения Шестова всё-таки вышла добрая. Друзья у Миши имеются, а главное – к концу книги герой обретает голос. Сцена, в которой Миша читает вслух «Бородино» перед шокированными одноклассниками получилась по-настоящему сильной. Первоклассный катарсис.

Статья подготовлена при поддержке Союза детских и юношеских писателей
Статья подготовлена при поддержке Союза детских и юношеских писателей

www.souzdetlit.ru – сайт Союза детских и юношеских писателей

#союздетлит #souzdetlit #Мари москва #рецензия #книги для детей #детская литература #литературная критика