Найти в Дзене
Петр Власов

Союзники Наполеона: патриоты без родины – поляки

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Великое герцогство Варшавское

К концу 18 века раздираемое внутренними противоречиями, могучее прежде польско-литовское государство – Речь Посполитая – развалилось, и было поделено между соседями: Австрией, Пруссией и Россией. Желая восстановить свою государственность, многие польские патриоты стали искать помощи у революционной Франции, громившей именно те страны, между которыми была поделена Польша. В доказательство серьезности намерений поляков помогать французам их военный лидер в изгнании, генерал Ян Генрик Домбровский, приступил к формированию Польского легиона.

Желающих присоединиться к французам среди сбежавших с родных земель поляков оказалось так много, что в течение 1797-98 годов было сформировано 2 легиона, и эти подразделения приняли активное участие в боях французов против австро-русской армии в Северной Италии. После окончания кампании и возвращения Наполеона из Египта оба легиона были расформированы, а люди переведены в состав Иностранных полубригад. Это было сделано для ослабления единства легионеров – ведь в польских частях бродило недовольство условиями заключенного между французами и австрийцами мира, который ничего не давал полякам. Возможно, именно из-за этого брожения французы в 1803 г послали две польские полубригады на верную смерть в Вест-Индию…

В октябре 1806 г. Наполеон разбил прусскую армию под Йеной и Ауерштедтом и, преследуя отступающих пруссаков, вошел в польские провинции Пруссии. Здесь Наполеон и организовал новое государство - Великое герцогство Варшавское, которое, находясь под французским влиянием, должно было исполнять роль буфера между Францией и Россией при подготовке к очередной войне. Новое герцогство нуждалось в армии; ядром ее стали кадры из ветеранов 1-й Иностранной полубригады и солдаты новой части - Северного легиона, сформированного из прусских и австрийских военнопленных польского происхождения.

Князь Юзеф Понятовский
Князь Юзеф Понятовский

Военным министром Великого герцогства стал князь Юзеф Понятовский: человек с богатым боевым опытом, отслуживший в австрийской армии в период боев с турками в 1788 году, и воевавший в польской армии против русских в 1794. По состоянию на 1 марта 1807 г. в армии герцогства имелось 3 легиона, каждый из которых состоял из 4 пехотных и 2 кавалерийских полков, а так же артиллерийского батальона.

После подписания Тильзитского мира герцогство Варшавское формально аннексировало польские земли, отходившие к Пруссии, и смогло приступить к переформированию легионов по французской дивизионной системе. Но тут у герцогства возникли серьезные финансовые сложности: помимо формирования собственных вооруженных сил ему пришлось поддерживать и значительный французский контингент, дислоцированный на польской территории. Наполеон пошел навстречу в решении этой проблемы, согласившись принять три воевавших в Испании польских пехотных полка на французское жалованье. Польские части в Испании и необходимость содержания гарнизонов в крепостях на территории самой Польши требовали слишком больших денежных вложений. Стало ясно, что запланированных трех дивизий герцогство содержать не сможет, и численность полевых частей свели к двум дивизиям.

В 1809 г. Великое герцогство было атаковано австрийцами, но успешные действия французских и польских войск вытеснили противника на территорию Австрийской Галиции — это давало возможность набирать рекрутов для новых полков из местных поляков. А по условиям нового мира эти австрийские провинции отошли Великому герцогству, и формирование новых частей началось и в этих землях. К 1812 г. Великое герцогство смогло уже выставить целый корпус, укомплектованный согласно имперскому боевому расписанию, и кроме того, сформировать значительное число легких кавалерийских частей, действовавших в качестве разведчиков в корпусах тяжелой конницы. Как только французская армия в 1812 году перешла границу бывших польских земель в Литве, под знамена польских частей стали стекаться и литовские рекруты-добровольцы. Правда, вновь сформированные литовские полки вскоре были рассеяны - при отступлении французов из России.

В феврале 1813 г. наступавшие русские войска вновь перешли границы Польши, и вскоре столица герцогства пала. Невзирая на поражение, разбитые поляки вновь сформировали корпус, принявший участие в Германской кампании Наполеона. Но под напором объединенных сил антинаполеоновской коалиции отступление французов и поляков продолжалось. Понятовский, ставший маршалом Франции, погиб в битве при Лейпциге. Поляки, которых теперь только гордость удерживала в рядах французской армии, продолжали сражаться и умирать за французского императора, который уже не мог помочь им восстановить польское государство. После отречения Наполеона польские войска были расформированы; тем не менее, польский эскадрон гвардейских пикинеров последовал за Наполеоном на Эльбу, а позже дрался под Ватерлоо вместе со 2-м (голландским) полком гвардейских пикинеров.

Личный состав польских частей

-3

Найти офицеров для растущей польской армии не составляло особых сложностей. Это были как командиры из первых легионов, так и офицеры-поляки, оставившие службу в прусской или австрийской армиях. Значительный приток офицерских кадров обеспечивала местная аристократия. Польские соединения - едва ли не единственные из всех союзных французам сил - находились под руководством собственных офицеров, а не назначенного Наполеоном французского командования. Польские офицеры считались надежными, грамотными, хорошо знающими военное дело.

Что касается наполнения польских частей рядовым составом, то набор в армию был встречен поляками освобожденных от оккупации территорий с огромным энтузиазмом; лишь в германских областях некоторые жители старались уклониться от призыва. Нехватки в рекрутах не ощущалось. Польские войска славились своими упорными и стойкими бойцами: поляки знали, за что они сражаются. Правда, некоторые очевидцы считали польских солдат излишне жестокими. Так, немногие уцелевшие солдаты из британской бригады Колборна под Альбуерой (Испания) в мае 1811 г. обвиняли улан Вислинского легиона в том, что те перекололи пиками всех раненых. Кроме того, есть немало свидетельств как русских, так и французов о том, что именно поляки были самыми жадными и жестокими мародерами в захваченной Москве. Польские солдаты даже среди французов снискали себе репутацию грабителей, так как не упускали любую возможность при случае стащить, что плохо лежит.

Любопытным фактом является то, что в польских войсках кавалерия составляла непропорционально большую часть армии. Ведь конница традиционно являлась главным родом польских войск, и именно она в свое время способствовала распространению пик в западных армиях.

Поляки в войне 1812 г.

-4

К моменту вторжения Великой армии Наполеона в Россию в 1812 году войска Великого герцогства Варшавского состояли из 17 пехотных, 16 конных и 2 артиллерийских полков. Правда, не все эти полки вторглись в Россию – 4-й, 7-й и 9-й польские пехотные полки сражались в это время в Испании.

В польской пехоте 14 полков имели 3-х батальонный состав (по 800 человек) + 1 запасной батальон (500 человек); вместе с офицерами численность каждого полка составляла 3000 человек. В каждом полевом батальоне такого полка числились 1 гренадерская, 1 вольтижерская и 4 фузилерных роты; в запасном — только 4 фузилерных роты (в роте было 136 человек). Оставшиеся 3 пехотных полка - (5-й, 10-й и 11-й) имели по 3500 человек. В таком полку числилось 4 полевых батальона по 840 человек и I запасная рота (140 человек). Кроме того, после вторжения Великой армии в пределы России в Литве началось формирование литовских пехотных полков. Планировалось создание 5 линейных и 2 легких литовских полков, однако до конца кампании ни один из них так и не был полностью укомплектован.

Польская кавалерия включала в себя: 3 конно-егерских полка, 2 гусарских и 10 уланских полков; в каждом кавалерийском полку было 4 эскадрона по 983 человек + 1 запасной эскадрон. В единственном польском кирасирском полку числилось 2 полевых эскадрона и I запасная рота; его штатная численность - 499 человек.

Артиллерию польского войска составляли полк пешей артиллерии (3 батальона по 4 роты, в каждой 4 шестифунтовых пушки и 2 гаубицы) и полк конной артиллерии (I батальон из 2 рот, в каждой 4 шестифунтовых пушки и 2 гаубицы).

Основная масса польских частей входила в состав V-го пехотного корпуса, которым командовал дивизионный генерал князь Иосиф Антон Понятовский. Этот корпус численностью 36 тысяч человек входил в группировку Жерома Бонапарта, действовавшего на правом крыле Великой армии, и продвигавшегося поначалу на Гродно, а затем – на Москву. Корпус состоял из трех пехотных дивизий и трех кавалерийских бригад. В 16-ю пехотную дивизию генерала Зайончека входили: бригады генерала Аксамитовского и генерала Неможевского (каждая бригада включала в себя 2 пехотных полка). 17-я пехотная дивизия генерала Домбровского состояла из бригад генерала Жолтовски и генерала Тулинского. 18-я пехотная дивизия генерала Княжевича - из бригады генерала Дзевановского и 12-го пехотного полка бригады генерала Пакоша. Кроме того, два польских пехотных полка были приданы 7-й французской пехотной дивизии X-го пехотного корпуса маршала Макдональда.

Польской корпусной кавалерией командовал дивизионный генерал Игнаций Каминский. Ему подчинялись три кавбригады общей численностью в 5 полков (1 кирасирский,1 уланский, 1 гусарский и 2 конно-егерских полка). Кроме того, польские кавалерийские части входили в состав других, не польских формирований Великой армии. Так, 4-я легкая (польская) кавалерийская дивизия генерала Рожнецкого входила в состав IV-го резервного кавалерийского корпуса французского генерала Латур-Мобура. Она состояла из двух бригад общей численностью в 6 уланских полков. В том же корпусе Латур-Мобура в составе французской кавдивизии действовал еще один польский уланский полк. В I-й резервный кавалерийский корпус генерала Нансути входила легкая польская бригада генерала Немоевского, (2 уланских полка); во II-м резервном кавалерийском корпусе генерала Монбрёна числился польский гусарский полк, а в интересах разведки I-го пехотного корпуса маршала Даву действовал еще один польский уланский полк.

Служили польские солдаты и в Императорской гвардии. В состав Молодой гвардии входили польские пехотные части Вислинского легиона генерала графа Клапареда. Это были бригады генерала барона Хлопицкого де Нечня и генерала Брониковского. Но самым знаменитым польским подразделением считался уже упоминавшийся ранее в статье о гвардейской кавалерии Наполеона 1-й польский уланский полк Старой гвардии генерала Красински, покрывший себя славой во многих сражениях. Именно уланы этого полка надежно охраняли Наполеона во время его бегства из России.

-5

В 1813 году остатки погибших в России польских полков были слиты в 8 полков сокращенного 2-батальоного состава (по 450 человек). Несмотря на малое количество солдат в батальоне он делился на стандартные 1 гренадерскую, 1 вольтижерскую и 4 фузилерных роты. Сократилась и численность польской кавалерии – до 1 кирасирского (2 эскадрона) 2-х конно-егерских, 1 гусарского, и 5 уланских полков (по 4 эскадрона). Причем количество кавалеристов в эскадронах кирасирского полка уменьшилась до 200, а в остальных полках – до 700 человек. Польская артиллерия также сократилась - до 6 пеших и 1 конной рот (в каждой по 4 пушки и 2 гаубицы).

Униформа войска Великого княжества Варшавского в 1810-1814 гг.

ПЕХОТА

-6

За исключением трех воевавших в Испании полков и 13-го полка, все польские пехотинцы получили единую униформу. Куртка была синей, с белыми полулацканами и отворотами фалд, с ярко-красным (алым) воротником, обшлагами и выпушками. Исключением были синие воротники у гренадер и желтые у вольтижеров. Кроме того, в 1-м, 2-м и 3-м полках и вольтижерских ротах 5-го полка обшлага были желтыми. Эполеты красные у гренадер, зеленые у вольтижеров. Фузилерам полагались погоны с ярко-красными кантами. Панталоны синие зимой и на походе, белые летом.

Гренадеры носили медвежьи шапки с козырьком и красным донцем с белым крестом; султан и шнуры красные. Вольтижерам полагались четырехугольные шапки с желтым султаном с зеленым кончиком и желтыми шнурами, а фузилерам — с черным султаном и белыми шнурами.

13-й пехотный полк выделялся своим видом. Он получил белые куртки с голубыми воротником, полулацканами, обшлагами и отворотами фалд; панталоны также белые.

Три «испанских» полка продолжали носить французскую униформу даже после возвращения в Центральную Европу в 1813 году. 4-й полк отличался желтыми обшлагами и лацканами; гренадерские кивера с красной обшивкой, вольтижерские — с желтой.

КАВАЛЕРИЯ

-7

14-й кирасирский полк выглядел точно так же, как французские кирасиры. Единственным отличием были золотые эполеты у офицеров и пуговицы желтого металла у нижних чинов. Каска стальная, с черной конской гривой и красным султаном. Синий мундир с ярко-красными воротником и обшлагами, панталоны из белой замши. Нагрудная и наспинная пластины кирасы стальные, подбиты красным по краям (в кампании 1813 г. поляки кирас не носили).

Конные егеря надевали кивера (элитные роты — меховые шапки без шлыка) и темно-зеленые куртки с прикладным цветом по полкам (1-й — маково-красный, 4-й — ярко-красный, 5-й — оранжевый), а также зеленые штаны. В 1813 г. 4-й конно-егерский был переведен в уланский полк, и получил ярко-красные уланские шапки и такого же цвета отделку мундира; панталоны ярко-красные.

Оба гусарских полка имели синие доломаны с ярко-красными воротниками и синие ментики. В 10-м полку шнуры на доломанах и ментиках были желтыми, а меховая оторочка ментиков — черная, тогда как в 13-м шнуры и мех белые. Кивера черные (13-й полк сменил их на голубые), с черными султанами. В элитных ротах — черные или коричневые меховые шапки-бусби, с голубым шлыком, красными султаном и этишкетными шнурами.

-8

Уланы носили характерные для поляков четырехугольные шапки (в элитных ротах шапки из черной мерлушки или меха) с черными султанами (в элитных ротах — красными). Куртки и панталоны - синие. Прикладные цвета на воротниках, лацканах и отворотах фалд соответствовали утвержденным для каждого полка. Известные расцветки флюгерков пик приводятся как красный над белым для 2-го, 3-го, 15-го и 16-го полков, с синим треугольником между цветами у полков с 7-го по 12-й, и синим над белым у полков с 17-го по 21-й. Вероятно, остальные полки имели флюгерки с красным верхом и белым низом.

АРТИЛЛЕРИЯ

-9

Униформа пешей артиллерии — черные кивера с красными султанами или помпонами и этишкетами, темно-зеленые куртки пехотного образца, с черной отделкой, и зеленые или белые штаны.

Конные артиллеристы носили шапки с четырехугольным верхом, которые впоследствии сменили меховые колпаки с темно-зелеными шлыками. Шнуры и султаны красные. Куртки по образцу конно-егерских — темно-зеленые, с черной отделкой. Панталоны темно-зеленые, с черными лампасами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-10

В составе французской армии поляки дрались на территории всей Европы – от Испании до России – заслужив при этом репутацию одной из самых профессиональных, агрессивных и стойких армий того времени. Лучшими примерами боевых качеств польских воинов служат: безумная, но успешная атака польских гвардейских улан под Сомосьеррой, и бой четырех рот 4-го польского пехотного полка под Фуенжиролой. Атака гвардейских улан под Сомосьеррой уже была описана мною ранее; под Фуенжиролой всего одна пехотная рота отразила все атаки на свои позиции британских и испанских батальонов, а остальные три роты обошли противника и отбросили его внезапной фланговой атакой.

К 1814 году, когда Польша вновь оказалась в руках русских и пруссаков, от польских полков оставалась лишь тень. Однако поредевшие польские роты по прежнему стойко держались на поле боя, и готовы были взбунтоваться каждый раз, когда получали приказ к отступлению перед превосходящими силами противника. Все свидетели, видевшие поляков в бою, отмечали: они очень умело вели сражение, причем польские пехотные полки действовали гибко, используя как тактику линейной пехоты, так, в случае необходимости, и тактику легкой пехоты, которой в польской армии не было. Польские же кавалеристы всегда блестяще выполняли задачи легкой кавалерии, но в решительные моменты боя были способны, подобно кавалерии тяжелой, пробить брешь в любом вражеском построении и опрокинуть врага лихой беспощадной атакой.

Другие статьи моего канала по теме «Союзники Наполеона»:

Союзники Наполеона: Вестфалия – «образцовое» государство дезертиров

Союзники Наполеона: войска Вюртемберга – стойкие, но ненадежные

Союзники Наполеона: неаполитанцы – сборище уголовников и дезертиров

Союзники Наполеона: баварцы – гибель в снегах России

Союзники Наполеона: армия Королевства Голландия

Союзники Наполеона: войска малых германских государств Рейнского союза

Союзники Наполеона: Гессен-Дармштадт – стойкие солдаты и продажный правитель

Союзники Наполеона. Армия королевства Италия

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории