В предыдущей статье мы «прошли» нижний шлюз №15 Городецкого гидроузла, поднимаясь вверх по Волге, и в межшлюзовом бьефе сделали небольшую остановку. Шлюзы в Городце в реальных круизах я проходил полтора раза – нижний шлюз №15 один раз в 2012 году, верхний №13 – два раза, в 2009 и 2012 годах, итого полтора. Так получилось потому, что в 2009 году из Нижнего Новгорода была организована автобусная экскурсия к источнику Никола-ключ, откуда нашу группу на том же автобусе доставили в Городец. Там нас и ждал круизный теплоход у причала, расположенном в то время в межшлюзовом бьефе, и мы проходили только один верхний (№13) шлюз. Нижние же шлюзы наш лайнер прошёл без своих туристов. Сейчас пристань Городец находится ниже по течению около комплекса «Город мастеров».
Осмотримся в межшлюзовом пространстве. На снимке старый причал: слева – жёлтое одноэтажное здание, на фронтоне которого размещена надпись «Городец». Справа – плавучая гостиница, за деревьями – жилые кварталы Северного микрорайона Городца. В настоящее время эта территория выглядит по-другому: нет мостика между берегом и причалом – исчез за ненадобностью, это пространство засыпали грунтом. В жёлтом домике теперь размещается кафе, плавучую гостиницу на картах и спутниковых снимках вообще не нашёл.
Ближе к земляной плотине (и верхним шлюзам), на левом берегу Волги, расположен искусственный полуостров прямоугольной формы, у причалов и на слипах которого находятся грузовые суда. Это судоремонтная площадка Городецкого судоремонтного завода. К сожалению, прочитал в интернете, что 10 апреля 2021 года предприятие признано судом банкротом.
Некоторые круизные лайнеры предпочитают ожидать шлюзование на якоре, а не у причальной стенки. На снимке – четырёхпалубный «Михаил Фрунзе», построен по проекту 92-016 в 1980 году в Комарно, Чехословакия (сейчас просто Словакия).
Вид с межшлюзового бьефа на верхние шлюзы и плотину. Над верхней головой шлюзов проходит автодорожный мост.
На подходе к шлюзам – справа шлюз№13 (строился в 1953-1956 годы), слева - №14 (строился в 1953-1955 годы).
Вход в шлюз №13 с промежуточного бьефа, вдали – мост над верхними воротами, справа по борту – причальная стенка.
Слева по борту – береговой откос на Зелёном острове перед шлюзом №14. На острове находятся садовые товарищества, и рыбакам со своими «болельщиками», видимо, разрешается половить рыбку у самого шлюза.
И снова справа по борту - причальная стенка, вдали – Городец на левом берегу Волги.
На входе в камеру шлюза №13.
Заполнение камеры шлюза – происходит подъём уровня воды, а с ним и теплохода, на 11 метров. Чайки всегда сопровождают этот процесс – в водоворотах можно поживиться рыбой.
Процесс наполнения почти завершён. Нижние двухстворчатые ворота сдерживают напор воды...
...а мы ждём опускания верхних ворот, после их полного погружения путь в верхний бьеф будет открыт.
Вид с борта теплохода на зелёный уголок и водную гладь справа от камеры шлюза на уровне промежуточного бьефа.
За воротами шлюза начинается Горьковское водохранилище и верхний бьеф Нижегородской ГЭС. По земляной дамбе уходят на левый берег Волги, в сторону Городца, пролёты автомобильного моста.
Как иногда у меня случается, в моей фототеке в нужный момент не нашлось подходящего кадра. Хочу показать вид верхних шлюзов гидроузла с верхнего бьефа, воспользуюсь для этого помощью зала интернета.
Этим снимком завершаю рассказ о Городецких шлюзах, а этой заметкой в целом мог бы завершить цикл статей о Нижегородской области – на Волге выше Городца я снимал уже в Ивановской области. Но в Нижегородской области есть ещё одна река, по которой ходят круизные теплоходы – это, конечно, Ока. В следующей статье я хочу предложить читателям быстренько (пока далеко не ушли) вернуться в Нижний Новгород и, не спеша, пройти вверх по Оке в пределах области, чтобы получить более полное представление о нижегородской земле (и воде).
О шлюзах, которые мы прошли во время нашего виртуального круиза ранее, можно почитать здесь:
На Волге перед Жигулёвскими шлюзами. Самарская область, часть 5
Жигулёвские шлюзы №№23-24. Самарская область, часть 6
Между Жигулёвскими шлюзами - Тольятти. Самарская область, часть 7
Жигулёвские шлюзы №21 и №22. Самарская область, часть 8
Новочебоксарск: Чебоксарский гидроузел. Чувашия, часть 6
Чебоксарский гидроузел: шлюз №18. Чувашия, часть 7
Начало экскурсии по Нижнему Новгороду – здесь:
Нижний Новгород: взгляд с борта теплохода. Нижний Новгород, часть 1
Мой виртуальный круиз вверх по Волге начинается в Самаре, от речного вокзала и дальше по маршруту: Самарская область – Ульяновская область – Республика Татарстан – Чувашская Республика – Республика Марий Эл – Нижегородская область:
Речной вокзал и его причалы. Самара, часть 1
На круизном теплоходе по Волге. Ульяновская область, часть 1
Татарстан: первые круизные впечатления. Республика Татарстан, часть 1
Волго-камский круиз до Елабуги. Начало. Татарстан, часть 20
Козловка: первые километры в круизе по Чувашии, часть 1
Из Чебоксар в Йошкар-Олу на автобусе. Марий Эл, часть 1
По Волге к Макарьевскому монастырю. Нижегородская область, часть 1
Подпишитесь на мой канал – будем путешествовать вместе. Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#городецкие шлюзы #волга #шлюз №13 #нижегородская область #круизы