Найти тему

Городецкий гидроузел: шлюзы №№13-14. Нижегородская область, часть 12

В предыдущей статье мы «прошли» нижний шлюз №15 Городецкого гидроузла, поднимаясь вверх по Волге, и в межшлюзовом бьефе сделали небольшую остановку. Шлюзы в Городце в реальных круизах я проходил полтора раза – нижний шлюз №15 один раз в 2012 году, верхний №13 – два раза, в 2009 и 2012 годах, итого полтора. Так получилось потому, что в 2009 году из Нижнего Новгорода была организована автобусная экскурсия к источнику Никола-ключ, откуда нашу группу на том же автобусе доставили в Городец. Там нас и ждал круизный теплоход у причала, расположенном в то время в межшлюзовом бьефе, и мы проходили только один верхний (№13) шлюз. Нижние же шлюзы наш лайнер прошёл без своих туристов. Сейчас пристань Городец находится ниже по течению около комплекса «Город мастеров».

Осмотримся в межшлюзовом пространстве. На снимке старый причал: слева – жёлтое одноэтажное здание, на фронтоне которого размещена надпись «Городец». Справа – плавучая гостиница, за деревьями – жилые кварталы Северного микрорайона Городца. В настоящее время эта территория выглядит по-другому: нет мостика между берегом и причалом – исчез за ненадобностью, это пространство засыпали грунтом. В жёлтом домике теперь размещается кафе, плавучую гостиницу на картах и спутниковых снимках вообще не нашёл.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

Ближе к земляной плотине (и верхним шлюзам), на левом берегу Волги, расположен искусственный полуостров прямоугольной формы, у причалов и на слипах которого находятся грузовые суда. Это судоремонтная площадка Городецкого судоремонтного завода. К сожалению, прочитал в интернете, что 10 апреля 2021 года предприятие признано судом банкротом.

Фото 12.06.2012.
Фото 12.06.2012.

Некоторые круизные лайнеры предпочитают ожидать шлюзование на якоре, а не у причальной стенки. На снимке – четырёхпалубный «Михаил Фрунзе», построен по проекту 92-016 в 1980 году в Комарно, Чехословакия (сейчас просто Словакия).

Фото 12.06.2012.
Фото 12.06.2012.

Вид с межшлюзового бьефа на верхние шлюзы и плотину. Над верхней головой шлюзов проходит автодорожный мост.

Фото 12.06.2012.
Фото 12.06.2012.

На подходе к шлюзам – справа шлюз№13 (строился в 1953-1956 годы), слева - №14 (строился в 1953-1955 годы).

Фото 12.06.2012.
Фото 12.06.2012.

Вход в шлюз №13 с промежуточного бьефа, вдали – мост над верхними воротами, справа по борту – причальная стенка.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

Слева по борту – береговой откос на Зелёном острове перед шлюзом №14. На острове находятся садовые товарищества, и рыбакам со своими «болельщиками», видимо, разрешается половить рыбку у самого шлюза.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

И снова справа по борту - причальная стенка, вдали – Городец на левом берегу Волги.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

На входе в камеру шлюза №13.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

Заполнение камеры шлюза – происходит подъём уровня воды, а с ним и теплохода, на 11 метров. Чайки всегда сопровождают этот процесс – в водоворотах можно поживиться рыбой.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

Процесс наполнения почти завершён. Нижние двухстворчатые ворота сдерживают напор воды...

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

...а мы ждём опускания верхних ворот, после их полного погружения путь в верхний бьеф будет открыт.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

Вид с борта теплохода на зелёный уголок и водную гладь справа от камеры шлюза на уровне промежуточного бьефа.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

За воротами шлюза начинается Горьковское водохранилище и верхний бьеф Нижегородской ГЭС. По земляной дамбе уходят на левый берег Волги, в сторону Городца, пролёты автомобильного моста.

Фото 07.06.2009.
Фото 07.06.2009.

Как иногда у меня случается, в моей фототеке в нужный момент не нашлось подходящего кадра. Хочу показать вид верхних шлюзов гидроузла с верхнего бьефа, воспользуюсь для этого помощью зала интернета.

Фото Михаила Архипова, 2015 год, сайт cruiseinform.ru.
Фото Михаила Архипова, 2015 год, сайт cruiseinform.ru.

Этим снимком завершаю рассказ о Городецких шлюзах, а этой заметкой в целом мог бы завершить цикл статей о Нижегородской области – на Волге выше Городца я снимал уже в Ивановской области. Но в Нижегородской области есть ещё одна река, по которой ходят круизные теплоходы – это, конечно, Ока. В следующей статье я хочу предложить читателям быстренько (пока далеко не ушли) вернуться в Нижний Новгород и, не спеша, пройти вверх по Оке в пределах области, чтобы получить более полное представление о нижегородской земле (и воде).

О шлюзах, которые мы прошли во время нашего виртуального круиза ранее, можно почитать здесь:

На Волге перед Жигулёвскими шлюзами. Самарская область, часть 5

Жигулёвские шлюзы №№23-24. Самарская область, часть 6

Между Жигулёвскими шлюзами - Тольятти. Самарская область, часть 7

Жигулёвские шлюзы №21 и №22. Самарская область, часть 8

Новочебоксарск: Чебоксарский гидроузел. Чувашия, часть 6

Чебоксарский гидроузел: шлюз №18. Чувашия, часть 7

Начало экскурсии по Нижнему Новгороду – здесь:

Нижний Новгород: взгляд с борта теплохода. Нижний Новгород, часть 1

Мой виртуальный круиз вверх по Волге начинается в Самаре, от речного вокзала и дальше по маршруту: Самарская область – Ульяновская область – Республика Татарстан – Чувашская Республика – Республика Марий Эл – Нижегородская область:

Речной вокзал и его причалы. Самара, часть 1

На круизном теплоходе по Волге. Ульяновская область, часть 1

Татарстан: первые круизные впечатления. Республика Татарстан, часть 1

Волго-камский круиз до Елабуги. Начало. Татарстан, часть 20

Козловка: первые километры в круизе по Чувашии, часть 1

Из Чебоксар в Йошкар-Олу на автобусе. Марий Эл, часть 1

По Волге к Макарьевскому монастырю. Нижегородская область, часть 1

Подпишитесь на мой канал – будем путешествовать вместе. Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!

#городецкие шлюзы #волга #шлюз №13 #нижегородская область #круизы