Найти тему
Судострой

Проект 200101. Ярусолов с крыльчатыми движителями

Стал известен внешний вид и некоторые особенности нового судна ярусного лова для группы "Норебо".

Модель ярусолова проекта 200101 / Фото: Судострой
Модель ярусолова проекта 200101 / Фото: Судострой

На прошедшем в Санкт-Петербурге IV Международном рыбопромышленном форуме было представлено несколько новых проектов рыболовецких судов. Один из них – ярусолов проекта 200101.

Серия из четырёх таких судов должна быть построена на заводе "Северная верфь" для компании "ЯМСы" (входит в холдинг "Норебо"). Контракт был заключен ещё в июне 2020 года, но с тех пор никаких новостей о проекте не было, за исключением того, что идёт разработка проектной документации.

Теперь появилась возможность изучить модель нового ярусолова или, правильнее сказать, судна ярусного лова. В отличие от траулера с сетным орудием лова, ярусолов ловит рыбу на крючки, что оказывает меньшее воздействие на окружающую среду.

Проект 200101 разработан в компании "Наутик Рус", созданной исландским бюро Nautic в 2018 году на волне роста интереса к строительству нового рыболовецкого флота. Как и большинство других современных проектов от "Наутик", новый ярусолов унаследовал характерную инверсивную форму носовой части – Enduro Bow. По данным проектировщиков, такая форма носовой части корпуса позволяет полностью использовать размер судна и разместить рыбный трюм максимальной вместимости.

Носовая часть судна / Фото: Судострой
Носовая часть судна / Фото: Судострой

Судно предназначено для добычи трески, минтая, макруруса, различных сортов палтуса и других видов рыб в Дальневосточном бассейне (штаб-квартира компании "ЯМСы" находится в Петропавловске-Камчатском).

Для переработки улова ан борту ярусолов оснащен фабрикой с линией автоматической упаковки и укладки на поддоны. На фабрике будет выпускаться потрошеная рыба, филе, фарш, консервированная печень, а также субпродукты в замороженных блоках.

Ежесуточно судно сможет перерабатывать до 50 тонн сырья. Производительность по заморозке составляет около 50 тонн в сутки. Объем главного рыбного трюма равен 1150 куб. м.

Судно имеет следующие основные технические характеристики:

  • длина – 63 м;
  • ширина – 14 м;
  • осадка – 6 м;
  • скорость – 14 узлов;
  • экипаж – 39 человек.

Особого внимания заслуживает движительный или пропульсивный комплекс судна. При первом взгляде на модель сложно понять, как именно судно будет передвигаться. В кормовой части нет ни привычного для "рыбаков" гребного винта регулируемого шага, ни винторулевых колонок. Зато здесь есть два крыльчатых движителя.

Движительно-рулевой комплекс ярусолова / Фото: Судострой
Движительно-рулевой комплекс ярусолова / Фото: Судострой

Крыльчатый движитель, известный как движитель Фойта – Шнайдера, представляет собой круглую пластину, вращающуюся вокруг вертикальной оси. На пластине размещены вертикальные поворотные лопасти. Механизмы вращения пластины и поворота лопастей размещены внутри корпуса судна.

Такие устройства используются на судах, где нужно обеспечить повышенную маневренность. Например, на буксирах или плавучих кранах. Видимо, данному ярусолову так же требуется высокие маневренные характеристики.

Отечественным корабелам крыльчатые движители известны. Например, у НПО "Винт" (входит в Центр судоремонта "Звездочка") есть несколько проектов таких движителей. Кто будет изготовителем пропульсивных комплексов для новых ярусоловов, пока не сообщается.

Зато известно, как будет называться первое судно в серии. Как следует из названия на модели, первый ярусолов будет носить имя "Капитан Головатюк". Активное строительство судна должно начаться в 2022 году.

Будем следить за развитием событий.