Здравствуй, читатель. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)
На своем канале я часто говорю о том, как важна двигательная активность. Но какая двигательная активность правильная на определенном этапе развития?
Помните, что изначально, с момента рождения у ребенка преобладают врожденные физиологические рефлексы. По прошествии времени они угасают, а на их место приходят сложные произвольные движения. И вот уже малыш, который реагировал на вас комплексом оживления и активными спонтанными движениями, осознанно тянет к вам ручки и пытается ущипнуть за нос. Это говорит о том, что врожденные физиологические рефлексы угасают, движения становятся более целенаправленные и точными.
Такое развитие возможно лишь только в том случае, если все этапы планомерно сменяют друг друга, и предыдущий этап "уступает" место последующему.
Как же развиваются движения:
1. Уровень A. Это уровень мышечного тонуса. Движения на этом уровне не имеют ни интеллектуальной составляющей, ни цели на предметное действие. Цель данного уровня подготовить мышцы и нервы принять и исполнить команду, поступающую из мозга.
Самый яркий пример движений уровня А: вздрагивание от шума или моргание при ярком свете.
Именно этот уровень формируется с первых дней жизни ребенка.
2. Уровень В. На этом уровне движения усложняются. Это содружественные движения руками и ногами. На этом уровне присутствует сложное движение, которое состоит из простых. Например, ритмичные движения малыша, когда он слышит знакомую музыку - тоже уровень В. Именно на этом уровне ребенок познает "схему тела", а так же начинает ощущать силу собственных суставов и мышц. На этом уровне движения младенца еще неточные. Он часто промахивается, не может определить расстояние до желаемого объекта. Однако именно сейчас закладывается развитие зрительно-моторной координации по типу: глаз-рука. Увидел - предпринял попытку достать.
3. Уровень C. На этом уровне зрительно-моторная координация активно развивается. Теперь малыш может оценить расстояние до предмета, размер и форму желаемого объекта. Например, ребенок берет маленькую игрушку одной рукой, большую игрушку - двумя руками. Здесь же формируется пинцетный захват и указательный жест. Данный уровень развивается с 6 месяцев. В более старшем возрасте данный уровень помогает ребенку выполнять определенное движение как левой, так и правой рукой. Или, например, осознать способность доползти, дойти или допрыгать до определенного предмета (вариативность движений).
В речи уровень C отвечает за силу голоса, интенсивность артикуляции, а на письме уровень С отвечает за удержание строки.
4. Уровень D. Уровень предметных действий. Если все предыдущие уровни роднили малыша с миром животных, то уровень D присутствует исключительно у человека. На этом уровне присутствует логика использования определенного предмета, т.е. появляется необходимость понимать "зачем?" использовать тот или иной предмет. Уровень D- смысловое действие. Так же, именно благодаря уровню D ребенок совершает действие с высоким автоматизмом. Например, когда пишет слово "мама", он не задумывается о графических движениях каждого элемента, а видит слово целиком.
5. Уровень Е. Теперь у движения появляется мотив. Это самый высокий уровень двигательной активности и сопряжен с интеллектом. Только на данном уровне действие сопряжено с намерением, т.е. не просто "зачем?", а выстраивается предварительный план действий. Именно этот уровень помогает оформлять наши мысли в слова, на этом уровне формируется связная речь ребенка.
Как становится понятно, для развития ребенка движение имеет первостепенное значение. Движение играет одну из важнейших ролей в формировании речи ребенка.
Спасибо, что дочитали! Делитесь своими историями в комментариях!
#дети #развитие ребенка #обучение ребенка #нейропсихология #дефектология