Найти тему
Советское Кино и не только

Первая режиссёрская работа Отара Иоселиани - "Акварель" (1958)

Короткометражный фильм являлся учебной работой студента третьего курса ВГИКа Отара Иоселиани. Это дебют Иоселиани и почти дебют Грина в кино - именно после "Акварели" вспомнили о замечательном писателе, и экранизации, что называется, посыпались одна за другой. До этого кинематограф игнорировал Грина целых двадцать шесть лет - писатель в кино был представлен только одним фильмом ("Последняя ставка мистера Энниока", экранизация рассказа "Жизнь Гнора", режиссёр Владимир Гарднер, 1922 год).

Муж (Геннадий Крашенинников), жена (Софико Чиаурели), кадр из фильма "Акварель" (1958)
Муж (Геннадий Крашенинников), жена (Софико Чиаурели), кадр из фильма "Акварель" (1958)

В общем-то, о сути рассказа сам Иоселиани рассказал на первом кадре:

Это моя первая учебная работа, по мотивам рассказа А. С. Грина. Сюжет: бедная семья: муж — пьяница, жена — прачка. Он тратит последние заработанные женой крохи на выпивку. И вдруг видят они картину, писанную акварелью, на которой изображен их ветхий домик. И дом на картине выглядит уютным и приветливым, а не таким унылым, каким они его себе представляли. И печаль охватывает их...


Так что, зритель приступает к просмотру студенческой короткометражки с пониманием происходящего. И значит, автор был уверен, что сможет показать что-то, кроме сюжета. Мужа играет Геннадий Крашенинников, жену - совсем юная Софико Чиаурели. Сам режиссёр тоже появляется в кадре в роли экскурсовода. 

Слева - Отар Иоселиани, кадр из фильма "Акварель" (1958)
Слева - Отар Иоселиани, кадр из фильма "Акварель" (1958)

Отмечу, что быт семьи передан отлично - замученная жена, замурзанные дети, страждущий опохмела муж, выкрадывающий последние деньги... погоня по улицам городка, музей и... муж преображается - ему становится страшно и неуютно, он обращает внимание только на самые экспрессивные картины и скульптуры; те, в которых внутренняя тревога. Пожалуй, еще немного - и он забудет, что бежал в кабак, застрянет здесь и не выйдет, пока не рассмотрит всю экспозицию. 

Но следом появляется жена... и начинается "тихая" погоня - уже по залам музея. С появлением экскурсоводов драма перерастает в фарс. И тут, честно скажу, можно смело вырезать фрагмент с экскурсоводами и смотреть его как отдельный фильм. Великолепный. Но, увы, внутри фильма они рушат всю динамику - хотя, повторюсь, сам эпизод бесподобен и является подлинным украшением. 

Кадр из фильма "Акварель" (1958)
Кадр из фильма "Акварель" (1958)

При этом совершенно понятно, что для сюжета нужна была только фраза о том, что в нарисованном славном домике живут хорошие и трудолюбивые люди.