Найти тему
Бесполезные ископаемые

Искушения грешного Энтони

Энтони Балч определенно не относится к тем деятелям культуры, чей день рождения помнит всё прогрессивное человечество, но пренебрежение такими фигурами противоречит духу и букве "Бесполезных ископаемых".

Заядлый синефил с малых лет, искренний энтузиаст старого кино, Энтони Балч снял всего две полнометражные картины: "Секреты секса" (обсудим в другой раз) и "Больница "Ужас", которой будет уделена львиная доля этого, возможно, единственного на весь мир, поздравления покойному мастеру.

Фамилию Балча, прозванного за гигантский (2 05) рост "Снежным человеком", чаще всего вспоминают в связи с Уильямом Берроузом, всплеск интереса к этой личности возник сравнительно недавно. Мне лично памятно время, когда его каноническая вещь Nova Express продавалась в отделе иностранной литературы московского "Дома книги" рядом с Брэдбери, Артуром Кларком и Джей Джи Боллардом. Стоила Nova Express от силы пятерик. Сам покупал такую на зимних каникулах в '78:

-2

Съемки Берроуза, читающего свои "подрезки" выходили отдельным видео-изданием, и наверняка хорошо знакомы поклонникам этого джентльмена, а вот "обыкновенный" фильм ужасов легко проглядеть в потоке аналогичной продукции, чьи достоинства часто вязнут в отстое клише и стереотипов.

А между тем, один этот фильм ставит мистера Балча в один ряд с такими крепкими поденщиками-англичанами, как Пит Уокер, Лэнс Комфорт и Милтон Субботски.

-3

По замыслу"Больница "Ужас" - пародия на ужасы, но в ней есть по-настоящему страшные места. Принимал же советский зритель за чистую монету откровенно пародийного "Фантомаса". К этой легенде проката отсылает образ станционного смотрителя, чем-то схожего с профессором Лефевром.

-4

Железнодорожник, чья функция в этой истории до конца не ясна, становится последней/первой жертвой воскресшего главврача. Точка, о сюжете больше ни слова.

По-настоящему ужасен, в образе гея-туроператора, спившийся к тому времени, Деннис Прайс. До жути похожий в этой роли на подпольного короля озорной песни Костю Беляева.

-5

Силен и ансамбль "Мистик", чей номер на клубной сцене безжалостно высмеивает "сатанизм" в рок-музыке.

Ценной находкой является и актер, играющий главного персонажа - юное дарование, поставленное на грань безумия богемным образом жизни.

Но, главным козырем постановки стал молодой актер Робин Аскуит - вылитый Брайен Джонс, явно осведомленный о своем выигрышном, но опасном сходстве с первым покойником в составе Роллинг Стоунз.

-6

Кроме этого "коннекшн" с печально известной группой, Балч имел отношение к проектам Кеннета Энгера, подвизавшегося в ту пору в Лондоне. В сумбурную короткометражку про "демонического брата" оказались втиснуты чуть ли не все ключевые фигуры тогдашнего еретического полу-бомонда: шоумен-сатанист Энтон Лейви (по-нашему Антон Лавей), талантливый музыкант-уголовник Бобби Босолей, тесно связанный с Мэнсоном. Ну и, конечно, сами Стоунз, чей злополучный концерт памяти Брайена Джонса снимал на пленку также якобы Энгер.

Плюс монотонное пуканье Мика Джаггера на синтезаторе, которое так и просится в трибьют каких-нибудь современных минималистов.

Помимо этих спорных достижений, Балчем была восстановлена и озвучена (слова титров виртуозно зачитывал Берроуз) великая картина Беньямина Кристенсена "Ведьмы" (Haxan).

В середине 90-х я уделял этим аномалиям массу (возможно, излишнего) внимания в эфирах и в печати. В конечном итоге все они сделались достоянием маргиналов, застрявших в хвосте прошлого века, как пьяница в морге.

-7

Энтони Балч был остроумным мастером эпатажных названий типа "Не избавляй нас от лукавого" - французский фильм, который запретили сами французы!" и т.п.

Но, черный юмор хорош, потому что это юмор, а не потому что он "черный": есть на той улице больница, все её чудовищной зовут...

Antony Balch (10 September 1937 – 6 April 1980)

-8

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы