Найти в Дзене
NEOVOLT

Зарядки для электромобиля: типы зарядных станций и отличия

Оглавление

Простыми словами, зарядка для электромобиля — это электрическое оборудование заполнения энергией тяговой аккумуляторной батареи электротранспорта. Оно не похоже на привычные нам смартфонные зарядники и даже отличается между собой.

Предлагаем узнать основные разновидности, категории, где они применяются, чтобы хорошо ориентироваться в мире электротранспорта.

🔋 Neovolt.ruБлогЭлектромобили

Зарядки для электромобилей — разновидности, типы, категории, где применяются.
Зарядки для электромобилей — разновидности, типы, категории, где применяются.

Почему о зарядке электромобиля нужно что-то узнавать?

Любой электротранспорт нуждается в зарядных установках:

  • средства индивидуальной мобильности вроде электросамокатов;
  • легковые автомобили на электротяге,
  • грузовики,
  • автобусы,
  • катера, лодки и так далее.

Да, вы можете зарядить электромобиль от обычной домашней розетки 220 В в квартире.

Понадобится специальный зарядный кабель. Он толстый, имеет блок защиты от перегрева и короткого замыкания, а ещё оснащается особым разъёмом (совместимый с транспортом штекер).

💡 Но едва ли вам понадобится домашняя розетка, если в городе будут строить удобные, мощные и быстрые станции зарядки электромобилей с приложениями и даже с бесплатной электроэнергией.

-2

Три категории зарядных станций для электромобилей (по целям применения)

В мире ещё не появилось чётких общеприменимых стандартов и правил кластеризации зарядных установок зарядки электротранспорта. Этим, например, EV-зарядники (EV - electric vehicle, примечание автора) отличаются от смартфонных — нет унификации.

📃 Условно их разделяют [как указано в справочнике Национального электрического кодекса США, PDF-файл] на три основных категории целевого применения.

-3

1. Домашние зарядки

🔌 Домашняя зарядка нужна для поддержания личного электромобиля в заряженном состоянии.

  • Применяется оборудование без специального контроля данных, чаще всего без сбора статистики.
  • Используется в личных целях в собственном доме или на домашней парковке.
  • В 2021-м году, например, в США правительство поощряет подключение «умных» домашних станций к единой сетке «Smart Grid» [источник].
  • Это нужно для сбора данных на сервере в целях более разумного энергопотребления и снижения затрат владельца.
-4

2. Частные зарядки

🔌 Частные зарядные станции электромобилей нужны для поддержания в заряженном состоянии коммерческого транспорта какой-то одной компании или групп компаний с одним владельцем без доступа для других.

  • Подобная схема применяется в США, например, в Amazon [источник].
  • Как и «домашние», их закупают и устанавливают «для себя».
  • Основное отличие частных зарядок — они ориентированы на оптимизацию амортизационных затрат компании на транспорт.
  • Оборудование должно уметь собирать статистику, управлять данными.
  • Часто умеет контролировать весь процесс удалённо в режиме реального времени.
-5

3. Общественные зарядки («электрозаправки»)

🔌 Общественные станции зарядки электромобилей нужны для расширения автомобильной инфраструктуры (как, например, сотовые вышки формируют телекоммуникационные возможности стран).

  • В отличие от частных и домашних зарядные станции общественной категории ориентированы на общее использование.
  • Их можно вполне называть «электрозаправками», которые доступны всем владельцам электротранспорта.
  • Такое оборудование практически всегда [источник] оснащено системами контроля данных (по электроэнергии), безопасности и самоконтроля технического обслуживания (сбор данных для понимания, когда нужно что-то ремонтировать).
  • Пользователям общественных зарядных станций электромобилей обычно предлагается приложение на смартфон для удобного контроля зарядки.
-6

Отличия разных зарядок для электромобилей (уровни оборудования)

В домах горожан, в частных компаниях и на общественных пространствах могут использоваться станции зарядки электромобилей самых разных форм и конфигураций оборудования. Применяются зарядки, как в виде обычных кабелей с блоком защиты, так и в составе гигантских «колонок» по типу тех, что установлены на топливных автозаправках.

❌ Общей международной классификации оборудования зарядных станций электромобилей пока не существует.

Есть две попытки стандартизации:

  • американская (три уровня зарядок «Level 1-3» [источник], разделены по сложности в целях понимания инвестиционных затрат);
  • европейская (четыре режима зарядок «Mode 1-4» [пример EVlink], разделены по мощности — скорости зарядки).

Для общего понимания лучше использовать американский подход. Он подразумевает именно сложность оборудования и дороговизну его эксплуатации, что важнее для российских экономических реалий, чем европейские маркетинговые «режимы» зарядки электромобилей.

-7

1 уровень

❌ В России не используется. В Европе сопоставляется режиму «Mode 1».

  • Оборудование малой мощности до 1,4 кВт на электромобиль с отдаваемым током 6-8 Ампер (максимально 24 А).
  • Принцип работы, как у зарядника для смартфона.
  • Обычно подключается к 20/30-амперной розетке переменного тока 110-120 В.

Такие зарядники уже почти не используются из-за низкой мощности. Современные электромобили за час заряжают на пробег не более 10 км (полная зарядка электромобиля занимает до 20 часов). Оборудование применимо для зарядки гибридных автомобилей с маленькими тяговыми батареями.

-8

2 уровень

✅ В России используется на большинстве зарядных станций для электромобилей. В Европе такое оборудование наиболее распространено в режимах «Mode 2» (обычная зарядка) и «Mode 3» (ускоренная зарядка).

  • Оборудование повышенной мощности от 6,2 до 7,6 кВт при работе от переменного тока 208-240 В (до 32 Ампер).
  • Как и зарядка первого уровня, может подключаться к бытовой 40-амперной розетке 220 В.
  • Чаще всего устанавливается стационарно с подключением к централизованному электроснабжению.

Наиболее распространённый тип оборудования в домашней и частной категориях (отличаются системой ограничения доступа, экраном управления и функциями коммутации с сервером). Оборудование заряжает современный электромобиль в течение 8 часов (за ночь). От наиболее мощных коммерческих моделей зарядников — за три часа.

-9

3 уровень

✅ В России уже строятся такие электрозаправки. В Европе идентичное стационарное промышленное оборудование относят к режиму «Mode 4», и оно тоже мало распространено.

  • Оборудование высокой мощности до 250 кВт (как у Tesla Supercharger до 800 А) с быстрой зарядкой от постоянного тока с напряжением до 480 В (в перспективе 1500 В с током до 3000 А, источник).
  • Оснащается большим силовым модулем, чтобы преобразовывать ток и контролировать безопасность процесса.
  • Устанавливается стационарно (выглядит как большой «шкаф-холодильник» с очень тяжёлыми толстыми кабелями).
  • Подключается к промышленной трёхфазной электросети.

Задача третьего уровня — быстро обслужить большое количество потребителей (электромобилей). Лучше всего подходит на роль общественной электрозаправки или частной под обслуживание большого коммерческого парка электротранспорта. Время зарядки современных тяговых батарей до 100% около 30 минут. Управление чаще всего идентично оборудованию уровня 2 (Level 2).

-10

Подытожим: главные отличия зарядок для электромобиля

Если совсем упростить, то оборудование для зарядки электромобиля можно условно разделить на три основных типа.

  • Устаревшие американские зарядки от сети 110 В (всё реже используется, маломощные);
  • наиболее распространённые от сети 220-В переменного тока (используются массово в домах и частными компаниями);
  • общественные электрозаправки от промышленной сети до 480 В постоянного тока (пока нераспространены, но за ними будущее).

Теперь вы знаете основные отличия зарядных станций для электромобилей. И это главная цель статьи — познакомить с основами инфраструктуры для электротранспорта.

-11

Если вам интересно узнать больше подробностей (например, о кондуктивной и индуктивной зарядке, различиях в кабелях и так далее), то пишите в комментарии. Также рекомендуем ознакомиться с ограничениями, которые переживают владельцы электромобилей при зарядке зимой в мороз.

📃 В статье приведены ссылки на конкретные научные и коммерческие публикации. Вы можете использовать их в качестве источников для собственных работ и исследований.

Отдельно по этой теме рекомендуем изучить:

  • сайт Научно-исследовательского института электроэнергетики (США, EPRI);
  • сайт Департамента Энергетических Ресурсов Массачусетса (США, DOER).