Найти тему
Заполярный фрирайтер

Читаем нетипичный постапокалипсис: "Песня песка"

Оглавление

Привет, друзья! Сегодня говорим о книгах. О тех, которые обещают одно, а предлагают... Кое-что иное.

"Ночью в городе почти не видно звёзд"

Она – скромная учительница, живущая в городе, со всех сторон стиснутом песками. Он – такой же скромный инженер, работающий на отдаленных станциях в пустыне. Она благодарна за каждый прожитый день, в котором выходит победительницей в битве с неизлечимой болезнью. Он мечтает вернуться домой…

Открывая эту книгу, я ждала чего-то традиционного для постапокалипсиса – боёв с мутантами, сражений с наступающей пустыней, каждодневного выживания... Но из всего перечисленного в "Песне песка" есть, пожалуй, только последнее.

Больше полезного, интересного и интерактивного, как всегда, в моей группе: обзоры книг и локаций, новинки, игры, отзывы на букблогеров и многое другое.

Обложка книги
Обложка книги

Автор рисует нам мир, поглощаемый безжалостной пустыней. Она – главный враг, но враг молчаливый и настолько же неумолимый. И борьба с этим врагом, скорее, пассивная. Люди строят стены вокруг городов, учатся дышать пропущенным через очистители воздухом, восстанавливают дома, разрушенные обломками метеоритов. В этом мире рождаются новые дети и создаются семьи, но каждый день и каждый час над каждым человеком довлеет Она. Пустыня.

Неклассический постапокалипсис

Именно так я могу определить эту книгу. Ощущение угасания цивилизации, её обречённости пронизывает весь роман. Не скажу, что была разочарована, получив вместо бравых боевок психологическую драму. Нет. Просто книга оказалась другой.

Главные герои – Ана и Нив – связаны причудливыми нитями судьбы. Рождённые в разных городах, они волей случая сошлись однажды на железнодорожной станции – и остались вместе.

До встречи с Аной Нив безуспешно пытался получить направление на работу в родном городе. Пять лет попыток, и всё зря. Единственное, чего он добился, – это распределение на службу в пустынных станциях. Неделя там – неделя в городе. Вахта, как у нас бы сказали. И Нив несёт эту вахту, терпеливо и даже где-то увлеченно. Он болтает со своими случайными напарниками о пустыне и слушает осколки давних сообщений. Странная работа – ловить и расшифровывать затерянные в песках голоса. Абсурд. И таким абсурдом пронизан весь роман.

-2

Абсурд в песках

Если в начале чтения я считала, что действие происходит на Земле, то к концу уже была склонна думать о какой-то иной планете. Объясню, почему.

Во-первых, языковой колорит. В речи персонажей очень много местечковых слов, для которых в романе даже предусмотрен глоссарий. Язык напоминает не то индийский, не то арабский, и я изначально считала, что город Аны – это какой-нибудь Дели, наполовину занесённый песками лет так через 300 от нашего времени. Но по мере чтения впечатление начало меняться. Уж очень менталитет персонажей отличается от земного. И это – во-вторых и в-главных.

Судите сами. В городах, где живут Ана и Нив, многие люди занимаются тем, что слушают обрывки сообщений с давным-давно погибших кораблей. Пустыня наступает, и люди строят станции для ее изучения – но на этих станциях задачей работников становится улавливание все тех же странных старых сигналов. Рискуя жизнями, сотрудники станций летают вглубь пустыни, чтобы с помощью специального прибора – гиры – уловить и записать сигнал. Для чего, зачем, что будет с полученными сведениями дальше – неизвестно. Просто делай свою мелкую работу. Которая, возможно, просто попытка придать жизни искусственный смысл.

-3

Всё это напоминает не то заговор, не то театр абсурда, не то уфологические исследования, возведённые в ранг точной науки. Впрочем, есть и ещё одна ассоциация – безнадёжность. Упрямые попытки уловить след – не то давно погибших кораблей (а вдруг их экипажи живы?), не то других цивилизаций, которые – как знать? – могут спасти обреченную планету?.. На этом фоне странные непонятные голоса на радио и лишенная смысла речь из репродукторов кажутся просто частью паззла, на котором изображена абстракция.

Безнадёга

Ощущением безнадёжности пропитан весь текст. Он напоминает главную героиню Ану – она знает, что обречена, но борется. Ей страшно умирать. И, возможно, это единственная причина того, что её заведомо провальная борьба продолжается.

Смотрите также:
Ксения Корнилова «Рай»: две стороны одного
«Школы» Евгении Высоковской: истории-перевертыши
Роберт Кормье «Шоколадная война»: не совсем о бунте

Я могу ошибаться, но в "Песни песка" большинство людей рассуждают как Ана. Да, пусть они этого не показывают, но червь обречённости точит их день ото дня. Может быть, именно потому доктор – странный новый доктор Аны – заставляет ее проходить через мучительную процедуру и колоть уколы, от которых ей только хуже. Может быть, он хочет поскорее окончить её страдания.

Однако есть и другие – такие, как Нив. Те, кто мечтает о звёздах. Они построили вимауну – корабль, отправившийся к иным мирам. Они смотрят на небо и видят его красоту.

-4

Но обречённость – та же неизлечимая болезнь. Она заражает. Пять лет Нив боролся за возвращение домой, туда, где можно видеть звёзды. Не опускал руки, несмотря на отказы. Но, получив вожделенное письмо, он уже не знает, воспользуется ли им. Не знает потому, что рядом Ана. Что работа в песках затянула его. Что вся система, бессмысленная и лишенная логики, подточила решительность. И, когда пустыня принимает решение за него, я – читатель – вздыхаю с облегчением. Но без радости.

Под маской постапа

"Песня песка" – скорее, психологическая проза, чем постапокалипсис. Фантастические декорации здесь именно что фон. Они оттеняют происходящее и служат, как на сцене, "задником" для фигур героев. Характеры – вот что главное.

И, знаете, от этого книга не стала хуже. Мне было очень интересно наблюдать за тем, как борется Нив, как не сдается Ана. Как они верят – и в то же время осознают всю безнадежность этой веры. Эта неоднозначность заставляет задуматься над тем, как мы на самом деле принимаем решения. Как много факторов влияет на наши планы и на то, что кажется нам незыблемым и самым важным. Как мы меняем свои приоритеты, как поступаем, если обречены. И что, в конце концов, есть смысл жизни – разве не всегда он надуман?..

-5

За ширмой фантастики скрывается реальность. Нужно быть большим мастером, чтобы создать не просто интересную приключенческую историю, а ещё и заставить читателя провести параллели с собой и начать размышлять. Именно этого я жду от хорошего фантастического романа, и Василию это прекрасно удалось.

Забегая вперед, скажу, что следующим будет обзор на ещё одну книгу Василия – "Страх звёзд" (я кратко о ней писала тут). И, конечно, планирую продолжить знакомство с творчеством этого отличного автора.

------------------------------

Благодарю за внимание! Друзья, понравилась публикация? Ставьте лайки, жмите "поделиться"! С чем-то не согласны? Высказывайтесь в комментариях! И, конечно, подписывайтесь - чтобы я могла радовать вас новыми интересными материалами!

Меня зовут Лидия. Я автор-фантаст и заядлая путешественница. Здесь публикую мои рассказы и тизеры романов (фантастика, мистика, киберпанк), фото популярных мест и заброшек, обзоры книг, полезные статьи и многое другое.

Давайте путешествовать вместе – в реальности и за ее пределами!