Яркое, живое интервью заведующего терапевтическим отделением ГКБ №40 («Коммунарка») о ситуации с вакцинацией от COVID-19, данное им 2021-06-16 для сотрудников строительной компании ПИК.
Выступление отличается оригинальной подачей материала (тот случай, когда профессионал говорит на языке народа), четко сформулированной позицией, важной статистикой и примерами из практики «Коммунарки».
Оно будет интересно сомневающимся в необходимости вакцинации, желающим лучше оценить персональные риски COVID-19 и осложнений от него, желающим структурировать уже имеющуюся информацию.
СПИКЕР
КУПРЕЙЧИК Василий Леонидович (стаж работы - 10 лет) - заведующий отделением терапии ГКБ № 40 города Москва («Коммунарка»), врач-терапевт; в прошлом ведущий реабилитолог Междисциплинарного центра реабилитации; автор публицистической статьи под названием «Лонгрид. Осторожно. Много слов. Накипело» (оригинал публикации на Facebook; репост публикации на сайте Эхо Москвы), ставшей весьма популярной.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
COVID-19 – страшное заболевание. ВИЧ и ТУБЕРКУЛЕЗ взятые вместе за год убили меньше, чем COVID-19. Статистика материнской смертности превосходит таковую за все предшествующие годы. Возраст поступающих пациентов непрерывно снижается. Это происходит из-за распространенности варианта ДЕЛЬТА, который является в 2,5 раза более «агрессивным» по сравнению с начальным Уханьским вариантом. Сегодня в ОРИТ можно встретить пациентов в возрасте 20 лет. Недавно в реанимации был 29-летний парень, который плакал, сокрушаясь из-за того, что своевременно не привился – пришлось вызывать психиатра, потому что успокоить его не удавалось.
Лечить COVID-19 мы пока не умеем. Мы не знаем, как сделать так, чтобы 50% поражения легких превратилось в 10%, или наоборот, не превратилось в 70%. Лечения не происходит, поскольку этиотропных препаратов и средств против COVID-19 не существует.
Коронавирусный стационар сегодня решает две задачи: 1) профилактика осложнений (антикоагулянтами - в отношении тромбообразования; гормональными препаратами и монокланальными антителами, выключающими иммунитет - в отношении гипериммунного ответа); 2) терапия осложнений (антибиотики, при присоединении бактериальной инфекции; поддержкой поврежденных органов - оксигенацией легких, гемодиализом почек и так далее).
Оксигенация осуществляется сначала с помощью носовой канюли; если канюля не помогает, пациенту дают кислородную маску; если кислородная маска не помогает, используют высокопоточный кислород; потом маску, которая сама дышит; потом ИВЛ; потом ЭКМО. В лучшем случае только каждый 5-ый человек, попавший на ИВЛ, выживает (причина смертности острый респираторный дистресс синдром).
Победить COVID-19 в общемировом масштабе можно только 3-мя способами: 1) изоляция всего население планеты на 1-2 месяца; 2) иммунизация за счет единовременного переболевания (в течение полугода) всего населения в мире; 3) иммунизация за счет единовременной вакцинации (в течение полугода) всего населения в мире.
Конечно, вероятность умереть присутствует как в процессе получения естественного, так и искусственного иммунитета, но эти вероятности разных порядков. Вероятность умереть переболев – несоизмеримо выше.
За период с 2021-12-30 по 2021-05-30 (пол года) через МГБ №40 прошло около 23 000 пациентов, из которых 137 вакцинированы, из вакцинированных 13 умерло, из вакцинированных умерших только 2 пациента были иммунизированы полностью (имели обе дозы вакцины).
Сегодня в нашу больницу ежедневно поступает около 150 человек, из которых 30% сразу отправляется в ОРИТ. Количество поступающих вакцинированных пациентов не превышает 3-ех человек в сутки, причем в ОРИТ они не попадают.
У персонала не бывает сильных опасений относительно вакцинированных пациентов, но есть серьезные опасения относительно не вакцинированных пациентов старше 60 лет, имеющих хронические заболевания, особенно сахарный диабет или ожирение.
Ситуацию с вакциной сегодня можно описать так: пассажир заднего сиденья автомобиля, не пристегиваясь, имеет не только более высокий риск умереть при ДТП, но и убить впереди сидящего пристегнутого водителя; однако при этом найдутся Telegram-каналы, которые будут отговаривать пассажиров пристегиваться, из-за появления у пристегнутых рисков получить вывих плеча или перелом ребра.
Самым неприятным осложнением вакцинации от COVID-19 на сегодня является тяжелая аллергическая реакция – анафилактический шок. Но она быстро купируется введением адреналина. Врачи знают, как ее остановить, но не знают, как остановить COVID-19. Поэтому страх аллергической реакции не должен останавливать людей от вакцинации.
Вакцину разработали очень быстро. Обкатанная технология уже была. Секвенировать геном вируса и на основании него смоделировать на компьютере вектор для производства вакцины – это задача коллоквиума 4-ого курса МГУ. Обывателю может показаться, что это очень сложно. Но обывателю и любая другая сфера, в которой он не является специалистом, естественно представляется сложной.
Технология, на основании которой разработана вакцина, безопасна. Так, например, спинально-мышечная атрофия у детей лечится препаратом на основе аденовирусных векторов, стоимостью 1,2 млн. долларов.
Рассуждать о вакцинации можно только с позиции выгод и рисков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лично я с огромным удовольствием посмотрел данное интервью. Любопытными оказались данные о доле привитых пациентов в "Коммунарке" и смертности среди них, опровергающие фэйки антипрививочников. В целом было приятно услышать здоровую и обоснованную позицию о COVID-19 и вакцинации от него.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
1. "Я не понимаю людей, которые отказываются прививаться" / Купрейчик В.Л., портал "XX2 Век", 2021-10-18.
#covid19 #вакцинация #коронавирус #василий купрейчик