Сон без сновидений - именно то, что мне было жизненно необходимо. Ни образов, созданных подсознанием, ни неведомых чудищ с красными глазами, ни демонов… Я не помню, когда заснула. Долго плакала, свернувшись калачиком и жалея себя, а потом открыла глаза и увидела далеко вверху над собой усыпанное звёздами небо. В душе было так пусто, словно я выплакала её всю без остатка. Ничего не осталось - ни обиды, ни ненависти, ни страха, ни жалости к себе. И хорошо, потому что я вдруг осознала, что все свои девятнадцать лет жила не умом, а исключительно эмоциями.
Кем я была до того, как вляпалась по уши в эту невозможную историю? Глупенькой, наивной, доверчивой девочкой. Воздушным шариком, который бездумно летит туда, куда несёт его ветер обстоятельств. Кто я сейчас? Та же самая девочка, только толкающие меня на глупые поступки обстоятельства стали менее реальными. Может, пришло время взрослеть? Перестать бросаться из крайности в крайность. Остановиться и подумать.
Где я? Я не знаю. Мне сказали, что это мир между мирами, и даже объяснили, как такое возможно, но что у меня есть, кроме этих слов? Ничего. Я здесь уже неделю, но ни разу даже не попыталась проверить, насколько правдивы утверждения, что в окрестных лесах все тропинки ведут обратно.
Как я сюда попала? Тоже не знаю. Меня привезла подруга, которая так сильно переживала, что потратила целый день, чтобы выяснить, что со мной происходит, а потом исчезла, потеряв ко мне всякий интерес. Так ведь не бывает.
Почему я не могу просто уйти? Потому что мне сказали, что это погубит всех, кто здесь живёт, и я поверила. А ещё где-то там меня подкарауливает злодей-демон, который выпьет мою душу до дна, если я уйду из-под защиты. Правда ли это? Хм...
Я провела здесь уже целых восемь дней, но знакома только с половиной населения - с шестью из одиннадцати живых и с одним призраком. Почему? Здесь есть ещё пять старушек, с которыми я ни разу даже не заговорила. И ничего о них не знаю, кроме того, что Иза склонна к хулиганству, а Варвара ходила со Степаном в лес. Я даже не в курсе, кто из них Иза, а кто Варвара. Почему мне никогда не приходило в голову расспросить о них Василия или Марту?
Марта… О ней я тоже ничего не знаю. Её знаю, а о ней - нет. И так со всеми. Даже Василий - я ведь не спросила, как они с Порфирием оказались здесь. Почему я об этом не спросила?
Почему я получаю информацию в час по чайной ложке, но довольствуюсь этим? И всякий раз, когда меня начинает распирать от вопросов, появляется ощущение, что всё это неважно и мне не нужно.
Получается, что там, в реальности, моей наивностью и доверчивостью просто пользовались, а здесь, в этом несуществующем мирке, мною не только пользуются, но и пытаются управлять? Моими мыслями, интересами, эмоциями. Моим сознанием.
У меня есть возможность спрашивать, но я не спрашиваю. Есть возможность познавать, но я не познаю. Мне не запрещают гулять, где вздумается, но моё пребывание на улице ограничивается переходом через дорогу от моего домика к Марте и назад. Мне сказали, что во мне есть магия, и научили простым преобразованиям предметов, но я даже не попыталась проверить, способна ли на большее.
Кукла на ниточках - вот я кто. Стоит мне принять неугодное кому-то решение, как я сразу же о нём забываю. Ну или случается что-то, что несёт мой воздушный шарик в совершенно другую сторону. Очень удобно. Будто кто-то не просто подслушивает мои мысли, но и мягко направляет их в нужное русло, когда глупенькая девочка сбивается с правильного пути.
Неужели такой будет вся дарованная мне вечность? Или всё-таки пришло время поумнеть?
Но кто может дать гарантию, что эти вот мысли принадлежат мне? Где уверенность, что это не очередной пинок в нужном кому-то направлении? А если мне и правда сейчас позволили думать собственными мозгами, то с какого вдруг перепугу? Для чего?
Снова одни вопросы, на которые наверняка никто здесь не даст мне ответы. Вот интересно… Если мы с этой ведьмой и правда одной крови, есть ли у меня такая же способность подсматривать за чужими мыслями? Эх, вот бы знать, что там у Златы в её черноволосой голове творится…
* * *
- Сейчас только сентябрь. До тринадцатой тьмы ещё почти три месяца, - Марта отхлебнула чай из круглой пол-литровой чашки и причмокнула пухлыми губами. - Ты не сможешь так долго сдерживать её. А если убьёшь, он это поймёт.
Меня выбросило из одной действительности в другую так неожиданно, что я с перепугу даже забыла, что надо дышать. Только что лежала на моховой полянке и любовалась звёздами, и тут - на тебе! И как назло именно туда, где мне меньше всего хотелось оказаться - к чёртовой ведьме и её чокнутой предсказательнице.
Стоп. А почему я не дышу? Это ведь ненормально. Я что, умерла? Вот так - ни с того, ни с сего?
- Да что ты заладила-то одно и то же? - раздражённо проворчала Злата, взяла из маленькой корзинки одну конфету и посмотрела сквозь меня. - Не буду я её убивать. Её освобождённая сила такой хлопок здесь создаст, что Ивилирион разорвёт по швам раньше, чем Порфирий облизнуться успеет. Нет уж, пусть живёт на благо моего мира, а как её волю ограничить, я придумаю.
Ну ничего себе! Вот это хамство!
- А ничего, что я здесь и всё слышу? - раздулась я от возмущения, но при этом не издала ни звука. - Эй, ау! Раз-раз-раз… Мамочки! Я призрак!
Хлоп - и я снова таращусь на звёзды, но только теперь уже с ужасом. А у меня на груди сидит чёрное красноглазое нечто. Судя по различимым на фоне звёзд очертаниям - остроухое и с рогами. И его тяжесть мешает мне дышать. Я снова дышу! Ура!
- Я всё ещё сплю, да? - уточнила у глазастой тьмы, но тварь отрицательно покачала головой.
При этом ушки и рожки стекли вниз в буквальном смысле этого слова, а само создание соскользнуло с меня и расположилось поблизости, продолжая буравить мою душу внимательным взглядом похожих на кошачьи глаз-угольков.
- Спасибо, - я села и попыталась мыслить логически. - Если я не сплю… Получается, что я только что каким-то образом выбралась из своего тела и подслушала то, о чём прямо сейчас разговаривают Марта и Злата? Так что ли?
Поскольку больше спросить было не у кого, я обращалась к неведомому созданию, и оно вдруг кивнуло мне в ответ. Ну это если движение красных огоньков вниз, а потом вверх, можно расценивать как кивок.
- С ума сойти… Ой! Злата же наверняка это всё слышит…
Нечто помотало головой из стороны в сторону.
- Не слышит?
Снова отрицание.
- А почему? Ах, ну да, ты же разговаривать не умеешь… - я подозрительно прищурилась, припомнив, что из-за этого непонятно чего и влипла с утра в очередные неприятности. - Что ты такое?
Оно никак не ответило, а я несколько минут изо всех сил пыталась мыслеобразом сотворить хоть какое-нибудь освещение, чтобы разглядеть, с кем имею дело. Фонарь у меня не получился, торшер тоже, а лесная обстановка никак не располагала к сотворению выключателей и люстр. Зажечь костёр, факел или свечу тоже не вышло, хотя уж со свечками-то я в своём домике поупражнялась достаточно.
- Это ты не хочешь, чтобы стало светло, да? - сообразила наконец-то и получила в ответ подтверждающий эту догадку кивок.
И началась игра в угадайку. Я старательно формулировала вопросы так, чтобы на них можно было отвечать однозначно, а существо или кто оно там добросовестно кивало мне в ответ на все лады или просто таращилось, если не могло ответить.
- Ты боишься света? Нет… Ладно, это всё лирика. Это я виновата, что ты здесь? Ты со мной пришло? Нет… А ты он или она вообще? Да блин! Ты мужского пола? Нет. Значит, женского. Тоже нет? Ёлки, да какое это вообще имеет значение… Если ты пришло не со мной… Ты создан здесь, в Ивилирионе? Нет… А где? Бр-р-р… Ужас… Как же это всё сложно-то. Из реальности ты быть не можешь, там такое не водится. Ты из Нави? Да? А чего мне тогда Злата заливала про равновесие? Это ведь получается, что перекос в нереальность пошёл и… Что - нет? Перекоса нет? Почему? Нужно же что-то компенсирующее. Или ты само по себе на баланс не влияешь? Что - да? Влияешь? А как ты попало-то сюда? Через мои сны? Нет. О! Марта же в будущее заглядывает, а это наверняка как-то с Навью связано. Из-за неё ты тут? Нет. Само пришло? Нет. Старики? Девчонки? Степан? Опять нет? Сама Злата тебя сюда притащила что ли? Да-а-а?! Вон оно как! И для чего, интересно? Что - нет? А, ну да, она же сама психует из-за тебя, значит, это у неё случайно вышло. Знаю, что это прозвучит глупо, но… Ты демон? Нет? Ну это уже хорошо.
Наверное, для нормального человека эта милая беседа даже со стороны выглядела бы дико, но о нормальности я давно и мечтать-то перестала. Злата нас не слышит, моё подглядывание она не заметила… С одной стороны, хотелось попробовать снова проскользнуть вот так же незаметно в домик Марты и послушать, о чём они там шепчутся, а с другой… У меня есть собеседник, которому явно от меня что-то нужно. Ведьма сказала, что других оно пугает, а со мной вот почему-то поболтать решило. Может, оно помощи просит?
- Ты от меня какой-то помощи хочешь?
Оно кивнуло, начало увеличиваться в размерах и приближаться. Жутко стало до такой степени, что я язык проглотила и сто раз пожалела о том, что связалась с этой пакостью. Пятясь, отползала назад до тех пор, пока не упёрлась спиной в ствол одного из деревьев, и зажмурилась, чувствуя, что эта жуть тянется ко мне.
- Не трогай меня, пожалуйста, - прошептала, дрожа от страха.
Оно дотронулось. Мягко коснулось висков и застыло, жарко дыша мне в лицо. Не стоило этого делать, но ожидание неизвестности было столь мучительным, что я позволила себе открыть глаза и встретилась взглядом с угольками, которые теперь не просто светились, а ярко сияли.
Ночь. Деревья. Костёр. Два перекрещенных бревна и привязанный к ним мужчина. Истерзанный, обессиленный, едва живой. Светлая рубаха изорвана и свисает вниз грязными клочьями. Сквозь прорехи видны сочащиеся кровью рубцы. Длинные волосы слиплись и спутались так, что невозможно разглядеть лицо. Он застонал и запрокинул голову назад, а потом вдруг рассмеялся - горько, надрывно, обречённо.
Видение пропало, и я не сразу поняла, где нахожусь, потому что перед глазами продолжала стоять эта до ужаса реальная картина. На то, чтобы прийти в себя, потребовалось несколько минут, и я обнаружила, что тёмное нечто снова уменьшилось в размерах и свернулось на моих ногах тёплым клубком, пристально глядя мне в глаза.
- Ты просишь помощи для него? - поняла я.
Утвердительный кивок.
- Это твой хозяин?
Снова кивок. У меня перехватило дыхание от страха получить утвердительный ответ и на следующие несколько вопросов, которые я собиралась задать.
- Он… демон? Он здесь? Злата сделала это с ним? И у других здесь ты тоже вот так помощи просил, поэтому они и напуганы?
Да. Да. Да. И ещё раз - да.
С моим везением глупо было бы надеяться, что будет иначе. Только собралась быть умной, взрослой девочкой, и вот тебе, Ира Майская, новый сюрприз. Демон. Здесь, в Ивилирионе. И маленькая ручная тьма, которая просит о помощи для него. Милота зашкаливает, как сказала бы Наташка.
- Да мне самой помощь не помешала бы, - усмехнулась нервно. - Что - нет? Мне помощь не нужна? Да? Типа я такая крутая и могущественная, что могу всех тут к чёрту посылать? Серьёзно? Не смешно даже. И как ты себе это представляешь, диво бессловесное?
Оно появилось в Ивилирионе тогда же, когда и я. Разрозненные воспоминания сами собой сложились в мозаику, некрасивый узор которой говорил о том, что в страданиях пойманного Златой демона есть и моя вина. В тот, самый первый день моего здесь пребывания ведьма обронила, что с именем было бы проще избавить меня от инкуба. А я ведь слышала какое-то имя, когда меня вышвырнули за внутренний барьер. Когда демоны снаружи разговаривали, мой инкуб назвал второго по имени. И Злата постоянно читала мои мысли...
- Твоего хозяина зовут Лерц? - без надежды на отрицательный ответ спросила у тьмы и не ошиблась, чего и следовало ожидать. - Ты кому-то ещё успел это показать? Нет? Ну правильно, они же в курсе, что здесь снов не бывает, а тут целый кошмар с красными глазами. Кто угодно испугается.
Варвара и Степан наверняка знали о демоне. И Василий знал, поэтому и не сказал мне, зачем они в лес ходили. Я, может, и наивная, но складывать воедино информацию умею. Если для Златы это и месть, то какая-то странная. Больше похоже на то, что ей от демонов что-то нужно. Что-то такое, на что не жаль и половину тысячелетия потратить. Только в этом крошечном уголке полуреальности столько вранья, что черти ноги поломают, если попытаются найти путь к правде.
Я ещё раз хорошенько взвесила своё отношения к демонам и к обитателям Ивилириона и пришла к выводу, что демоны мне сделали гораздо меньше плохого. А об одном из них я вообще разве что не мечтала, но он, вероятно, хотел меня сожрать, поэтому я позже решу, заслуживает ли этот представитель демонического сообщества, чтобы я в принципе о нём вспоминала.
- Ты знаешь, чего ведьма хочет от твоего хозяина?
Тьма знала, но я и не подумала выяснять, что именно нужно Злате. Не у этого непонятного создания точно - можно было сколько угодно строить предположения, но это было бы всё равно, что тыкать пальцем в небо. Бесполезная трата времени. Вокруг полно тех, кто в курсе, так что с внезапно открывшимися у меня способностями я быстренько разберусь, что к чему.
- А до меня ты, значит, сегодня достучалось, потому что во мне наконец-то проснулась древняя магия бессмертных ведьм? Ну да. Логично. Пока она дрыхла, помощница из меня была никакая. То-то меня так корёжило в последние дни... Ладно, защитник подлых демонов, попробую как-то тебе помочь, хотя понятия не имею, как у меня это выйдет. А потом мы вместе разнесём тут всё, выпустим старичков на волю искать себе преемников, придумаем, как освободить близняшек… Что? - тьма мягко ткнулась мне в ладони, сощурилась и потёрлась, как ласковая кошка. - Да рано ещё для благодарностей. Мне бы для начала понять, что я сама такое и что могу. Эх, Наташку бы сюда, она бы точно спасла тут всех, начиная с меня… Ну что ещё? Опять?!
Оно показало мне Наташку точно так же, как до этого показывало своего хозяина-демона. Бледную, с остекленевшим взглядом, неопрятную, свернувшуюся калачиком на грязном тряпье в какой-то конуре.
- Это тоже где-то здесь?! - пришла я в ужас.
Утвердительный кивок поставил точку в моих сомнениях относительно того, что я способна разнести здесь всё к чертям собачьим. Так вот как эта патлатая кикимора присутствие демона уравновешивает! Моей Наташкой!
Я о-о-очень долго плевалась и некрасиво выражалась, а потом мне пришлось прикинуться ничего не понимающей паинькой, потому что над милой моховой полянкой вдруг ярко вспыхнуло солнце, красноглазая тьма исчезла, а дико сверкающая зелёными глазищами Злата явилась сквозь деревья и закатила мне истерику по поводу того, что она не видит моих мыслей и не чувствует того, что происходит в её собственном доме.
- Так магия, наверное, просыпается, - с невинным видом предположила я. - Разве это плохо? Она же этому миру принадлежит…
И всё как-то незаметно на свои места встало. Мне больше не казалось, что я схожу с ума, и не осталось ни капли сомнений в реальности происходящего.
Я, Ирка Майская - потомок древнего рода бессмертных ведьм. Отлично! И пусть я пока ничегошеньки не знаю и не понимаю, но за Наташку я поотрываю головы всем, независимо от наличия у них голов, туловищ или бессмертия. И раз уж воевать за подругу мне придётся с хитрыми и коварными сородичами, я буду делать это их же оружием - враньём и хитростью. А с демонами я ещё успею поквитаться за недоеденную меня - у меня теперь для этого есть целая вечность.