Найти тему
Первый подъезд

Муки и радости читателя Ирвинга Стоуна (ч.2)

Продолжение краткого содержания романа (первая часть)

В двадцать шесть лет Микеланджело возвращается в родной город. Наступают несколько самых счастливых и безмятежных лет в его жизни. Он получает заслуженное признание и деньги. Обустраивает себе жилье, мастерскую и ваяет для Флоренции одно из величайших своих творений – пятиметровую скульптуру Давида, вырезанную из цельного куска мрамора! В обнаженную фигуру мужчины автор хотел заложить не только силу тела, но и духа молодого человека перед битвой с Голиафом. Четыре года проходят от замысла до установки Давида на городской площади. Получившийся гигант восхищает и вызывает гордость у флорентийцев.

Мраморная статуя "Давид". Фото из открытых источников
Мраморная статуя "Давид". Фото из открытых источников

Микеланджело встречает свое тридцатилетие.

В кружке художников происходит знакомство с Леонардо Да Винчи. Уже признанный гением, одним из величайших художников и изобретателей современности он производит неприятное впечатление на Микеланджело своим аристократическим видом и словами о скульптуре, как о низшем виде искусства, не достойном занятии для настоящего мастера.

Эти слова больно ранят нашего героя. Уязвленный и обиженный, он намерен победить того в изобразительном искусстве. Хочет создать грандиозную роспись «Купальщики» прямо рядом с «Битвой при Ангиари» Да Винчи, чтобы раз и навсегда определить, кто из них лучший мастер. Это был единственный раз, когда Леонардо и Микеланджело встретились для работы под одной крышей. И оба изображения по разным причинам так и не стали украшением большого зала дворца Синьории во Флоренции.

Знакомство с Рафаэлем происходит мимолетно. Юный художник приходит в мастерскую посмотреть на работу над картиной. Пораженный увиденным, признает первенство Микеланджело и пытается повторить его приемы изображения людей.

Однако, только начав создавать роспись, Микеланджело был вызван Папой в Рим. Отказать главе церкви нет возможности, руководство Флоренции дает отсрочку на выполнение «Купальщиков» и отправляет мастера в столицу. Вынужденное возвращение в Рим не принесло радости. Юлий Второй не намерен прислушиваться к пожеланиям и просьбам. Вместо работы со скульптурой он велит Микеланджело делать нелюбимую работу: сперва отлить большую бронзовую статую Папы, а затем сделать роспись потолка Сикстинской капеллы.

Много месяцев труда и статуя в бронзе изготовлена. Её установят в покорённой Ватиканом Болонье, но уже через несколько лет разрушат и переплавят в пушки.

Теперь скульптор понимает, насколько же ему не хочется заниматься живописью. Заказы, о которых мечтал бы любой другой художник, были Микеланджело тяжелым бременем. Сожалеет и о ненужном споре с Леонардо. Поручение росписи капеллы - очередная мука, которая продлится четыре года. Вместо того чтобы быть дома и заниматься любимым мрамором, он вынужден выполнять задания святого отца. Несмотря на это, он делает любую работу с полной отдачей сил и ума. В голове у художника рождается грандиозный замысел росписи потолка – изобразить библейские сюжеты: Сотворение светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и изгнание из рая, Потоп, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. Если уж судьба заставила его вновь заниматься живописью, пусть это будет величайшее его творение.

Замысел был грандиозен, а воплощение тяжело. Такие огромные по размерам работы Микеланджело выполнял собственноручно, ежедневно стоя с кистью на высоких лесах под потолком. Вновь идет изнурительная многолетняя работа в одиночестве. Большую часть денег до сих пор приходится отправлять отцу и братьям во Флоренцию. Семья пытается за счет талантливого отпрыска покупать земли и имения для сдачи в аренду, открывать торговые лавки. Но никто не может заработать ни единой монеты.

Итогом четырех лет явился очередной шедевр – потолок Сикстинской капеллы. Рим восхищен выполненной росписью. Невероятная для своих времен натуральность изображения, мастерство и сложный замысел отличают его работу.

Автор: Микеланджело - Web Gallery of Art:   Изображение  Info about artwork, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11420619
Автор: Микеланджело - Web Gallery of Art:   Изображение  Info about artwork, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11420619

Это же служит поводом для критики от Леонардо Да Винчи. Он упрекает Микеланджело в излишнем натурализме изображения людей.

"Сотворение Адама"Автор: Микеланджело - собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=280349
"Сотворение Адама"Автор: Микеланджело - собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=280349

Тем временем в Риме появляется Рафаэль. Проявив свой талант, быстро становится придворным художником, обзаводится поклонниками, учениками, богатством. Получает множество заказов на различные работы. При случайной встрече он лишь укоряет Микеланджело в затворничестве, а сам ночью в тайне подглядывает за его работой. Хотя между ними непростые отношения, но вся Италия уже говорит: «Есть у нас три величайших гения: Леонардо, Микеланджело и Рафаэль».

В это же время умирает первая любовь мастера – Контессина Медичи. Они успевают попрощаться и признаться друг другу в любви, которую тайно пронесли с собой несколько десятков лет, ведь познакомились они еще почти детьми, а сейчас скульптору шел тридцать шестой год.

Микеланджело, наконец, получил деньги за роспись капеллы и устроился жить в Риме в скромном доме с мастерской. Приступил к изготовлению большой серии скульптур для базилики Папы Юлия Второго. Некоторое время вновь наслаждается жизнью и занятиями с мрамором.

Новый папа, из клана Медичи, останавливает его работы по заказу для Юлия. Папа Лев повелевает создать фасад для семейной церкви Медичи. Заказ радует Микеланджело, как способ отдать дань уважения Лоренцо, под чьим покровительством он начинал свой путь. Однако, он хотел бы выполнить его позже, сперва закончив скульптуры для базилики, которых задумал и наметил более двадцати. Но указ нового первосвященника вновь отрывает его от работы над заказом предыдущего.

Теперь он не только скульптор и художник, но и инженер. По приказу Папы Микеланджело должен добывать мрамор для своих статуй только в Пьетрасанте. Огромные залежи чистейшего камня в горах известны там еще с древних времен. Однако, никто еще не занимался его разработкой. Там нет условий для добычи и отсутствует дорога. Чтобы получать материал нужно провести многомесячную работу по устройству каменоломен, поиску и найму людей, прокладке дорог среди болот, вывозу глыб морем. Микеланджело ждет множество неудач и проблем: гибель работников, потеря чистейших кусков мрамора, трата средств сверх выданных авансов. Всё это удается ему преодолеть.

Наладив работу, получив первые куски камня, спущенные с горы по только что сделанной им дороге, неожиданно получает срочный вызов во Флоренцию.

Из-за разорения казны правитель города сообщает о решении Папы отменить работы по обустройству семейной церкви и направить чистейший мрамор на ремонт полов в церкви. Это больной удар для самолюбия творца. На полы годился бы любой камень, а тратить ценнейшие куски, что достались такой невероятной ценой на самую грязную работу - это признать всю его работу и многомесячный труд бессмысленным и ненужным.

Микеланджело уже за сорок. Более десяти лет он не может окончить ни одну крупную работу. Выполнил лишь несколько небольших скульптур и картин. Власти и Папы сменяя друг друга, отменяют и выдают новые задания, возвращают старые и снова велят прекратить над ними работу. В эти годы приходят известия о смерти Леонардо Да Винчи и Рафаэля. Творец задумывается сколько времени еще отпущено ему самому? Как много замыслов в его голове, как много хочется успеть. Если бы только ему не мешали.

Но скоро новый вызов – война.

Войско Ватикана идет войной на Флоренцию. Город и его жители нуждаются в таланте своего соплеменника, но теперь, как начальника оборонительных сооружений города. Он вынужден занимается укреплением стен, башнями, траншеями.

Тридцатипятитысячная армия Папы осаждает Флоренцию. В минуты отдыха он умудряется писать картины и делать небольшие скульптуры. Несколько лет войны, голода и борьбы за независимость заканчиваются неудачей. Из-за предательства война проиграна. В отличие от остальных правителей Флоренции, Микеланджело всё же пощадили, спасли от смерти и дали возможность вновь работать.

Скульптура Моисей для гробницы Папы Юлия Второго. Автор: Jörg Bittner Unna - собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46476422
Скульптура Моисей для гробницы Папы Юлия Второго. Автор: Jörg Bittner Unna - собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46476422

Нашему герою уже пятьдесят лет. Его вызывают в суд и выписывают большой штраф, за то что он так и не изготовил все скульптуры для базилики Папы Юлия Второго. В полной готовности только шесть, среди них и Моисей. Микеланджело рад бы завершить работу, но как он мог успеть доделать их? Тем не менее, освободившись судом от одного заказа, он может снова полностью отдать себя обустройству церкви Медичи. За следующие несколько лет создает шесть больших скульптур, фасад и внутреннюю отделку, полностью завершает работу над большим проектом.

Очередной Папа приглашает мастера в Рим. На церковном престоле Павел не отличающийся ни кровожадностью ни воинственность. Он просит Микеланджело завершить работу в Сикстинской капелле расписав алтарную стену фреской Страшный суд. Предлагает за это хорошую плату. Впереди четыре года творчества, а также борьбы с завистниками и недоброжелателями.

"У Микеланджело насчитывалось больше трехсот фигур, которые он перенес в композицию со своих первоначальных рисунков, это были фигуры, все до одной, в движении, составляя бурную толпу, обступившую Христа, - они располагались по окружностям, расходящимся от центра фрески, и захватывали все пространство стены: на одном её крае человеческие тела взлетали, точно поднятые ураганом, на другом - низвергались, падали в бездну..."

"Страшный суд" Автор: Микеланджело - See below., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16143987
"Страшный суд" Автор: Микеланджело - See below., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16143987

Доверие Павла позволяет не только работать над алтарной стеной, но и параллельно делать другие скульптуры и архитектурные работы.

Двадцать девять лет спустя после окончания росписи потолка Сикстинской капеллы, в шестьдесят пять лет, Микеланджело представляет Риму свой Страшный суд. Уже на следующий день после освящения люди перед алтарем падают на колени, а десятки художников собираются, чтобы перерисовывать роспись.

Творец ищет вдохновения для работы и находит его в любви к красавице Виттории Колонне. Они общаются, пишут друг другу письма, сонеты и стихи. К сожалению, Виттория - сторонница реформации. Она столкнулась с неодобрением церкви, заточением в монастырь и вскоре ушла из жизни.

Последние десятилетия жизни проходят бурно и плодотворно. На седьмом десятке Микеланджело полон сил и энергии. В Ватикане папы сменяют друг друга,иногда не пробыв в должности и нескольких месяцев. Один из них разжигает огонь инквизиции и чуть не уничтожает еретические фрески Микеланджело.

Теперь он заслуженный и прославленный мастер, влиятельный римский архитектор. Главное дело последних его лет - возведение величественного Собора Святого Петра.

Вид на собор Святого Петра Автор: Alvesgaspar - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43509289
Вид на собор Святого Петра Автор: Alvesgaspar - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43509289

Давно уже нет на этом свете большинства его друзей и врагов, всех его братьев, женщин которых он любил. За две недели до девяноста лет, закончив макет купола собора, уходит из жизни и он, завещая похоронить себя в родной Флоренции. Умирает Микеланджело одним из величайших мастеров искусства, оставившим после себя скульптуры, картины, фрески, площади, здания, стихи и сонеты.

Сколько мук перенес он за свою жизнь, сколько борьбы за право творить, но и сколько радости оставил своим почитателям в своих бессмертных творениях.

#микеланджело #муки и радости #книги #искусство #чтение книг #скульптура #исторические факты