Найти тему
Сам себе сэнсэй

Самооборона против традиционных школ: что является подлинными боевыми искусствами? Опрос.

Я уже как-то рассуждал на тему «что конкретно является практикой боевых искусств?». По причине обилия комментариев к последним постам, возвращаюсь к этому вопросу.

Итак, практикующих боевые искусства «для себя», (т. е., не для спорта с медалями), можно разделить на две большие группы. Первая - это адепты традиционных единоборств. Это те, кто занимаются в старых уважаемых школах, под руководством заслуженных опытных наставников (не всегда, но зачастую –не буду сейчас придираться). Обучение в таких школах идет по строгой программе, плавно и неуклонно повышающей уровень мастерства учеников. При должном упорстве, лет через 5 ученик становится если не мастером, то крепким опытном практиком. А еще через 5 – уже сам может быть учителем. Традиционные школы никуда не спешат, тщательно обучая учеников, и отсеивая тех, кто по каким-то причинам оказался не способен постичь суть учения основателя. Получение быстрых навыков – не для них. Здесь могут месяцами осваивать азы стоек и перемещений, годами шлифовать «фирменный» комплекс формальных упражнений. Техника работы с оружием, изучаемая в традиционных школах, зачастую дает навыки обращения с такими предметами, которые не встретишь в современной жизни: меч, копье, шест, алебарда, цеп, и т. д. Большое внимание уделяется нравственности ученика, идеологии, психологической подготовке – словом, всему тому, что руками не потрогаешь. Причем, делается это в том же ключе, что и столетия назад.

Традиционные боевые искусства. Фото с сайта https://www.buddhistdoor.net.
Традиционные боевые искусства. Фото с сайта https://www.buddhistdoor.net.

Вторая группа практиков – это люди, четко ориентированные на прикладной аспект. Они хотят получить результат не через годы, а прямо здесь и сейчас. Такие бойцы тренируются жестко, с обилием спаррингов, много внимания уделяют физической подготовке, а оружие используют только такое, которое уместно и применимо на улицах современного города: не меч, а нож, не копье, а палку. Если самооборонщики и отрабатывают формальные комплексы, то лишь как форму общеразвивающих упражнений, с глубоким безразличием относясь к сакральному смыслу. Как правило, такие бойцы имеют насыщенное спортивное прошлое, а некоторые также занимались в вышеупомянутых традиционных школах, но по каким-то причинам ушли оттуда.

Современная самооборона. Фото с сайта https://www.pinterest.ru.
Современная самооборона. Фото с сайта https://www.pinterest.ru.

И те, и другие относятся друг к другу с изрядной долей скептицизма и пренебрежения. Исключения, конечно, есть, но они редки, и в основном касаются тех, кто пытается объединить первое со вторым (одного такого хмыря хорошо знаю, но о себе об этом – в другой раз).

Адепты «благородных» школ считают, что размахивания локтями и коленями, пинки в пах, и «физуха» до посинения, не имеют ничего общего с подлинными боевыми искусствами. Поклонники «самооборонных» направлений, напротив, уверены, что именно это и есть настоящее боевое искусство. А «балет» на татами, и «взаимная игра в поддавки» -лишь симуляция настоящих единоборств. Т. е. тех, которые направлены на победу в реальном бою.

Интересно, что и те, и другие конечной целью видят обретение навыков истинного воина, абсолютного бойца, вот только средства и методы выбирают диаметрально противоположные. Иногда, впрочем, представители традиционных школ могут демонстрировать жесткость в обучении, но вот бойцы самообороны на «предания старины глубокой» плевать хотели.

В общем, получается, что и первые, и вторые, идут к одному и тому же, но абсолютно разными путями. Если принять во внимание фразу «к вершине ведет множество путей», то это должно сработать. Но по факту – выходит не всегда.

В связи с вышесказанным –опрос. Чем для вас являются боевые искусства, в чем вы видите Путь? Благородные традиционные школы, или практичная современная самооборона?