Друзья, этот пост целиком будет посвящен самому эффектному и необычному автопоезду, который показали на выставке COMTRANS-2021. И демонстрировался он на стенде КАМАЗа. Речь вот про эту машину:
Построили его еще в 2019 году, но широкой публике показали только сейчас. Тягач КАМАЗ-54907 Continent – это концепт чистой воды, демонстратор новых технологий. В основе его лежит серийный КАМАЗ-54901 последнего поколения К5, однако подвергнутый рестайлингу, превращенный в гибрид и снабженный автопилотом. Начнем по порядку: рестайлинг кабины вкупе с установкой переделанного козырька, расширенных щитков за кабиной и пластиковых обтекателей на полуприцепе потребовался ради улучшения аэродинамики. Для этого щитами под рамой укрыли даже все агрегаты! Результат – снижение сопротивления воздуха на 20%. Попутно шла борьба за каждый килограмм снаряженной массы: облегченная рама из 6-мм конструкционной стали дала экономию в 105 кг, гибридные передние рессоры, где один лист стальной, а другой композитный, сэкономили еще 60 кг и т.д. В итоге масса тягача (8,2 тонны) оказалась такой же, как у серийного КАМАЗа-54901, несмотря на добавление тяговой батареи, электромотора и комплекса нового оборудования кабины.
Сам дизель (рядная «шестерка» серии КАМАЗ-910) остался таким же, как на модели 54901. Однако в трансмиссии применили автоматизированную коробку передач ZF со встроенным электромотором. Последний может временно подключаться для помощи ДВС при разгоне или некоторое время (до 15 км) тянуть весь автопоезд самостоятельно. За его питание отвечает блок литий-ионных батарей емкостью 25,4 кВт.ч, что спрятаны в ящике на правом лонжероне рамы. А одним из способов подзарядки этих батарей служат солнечные панели суммарной мощностью 2,5 кВт, которыми укрыли всю крышу полуприцепа! Интересно, что тяговая батарея не оставила справа места под размещение второго топливного бака, поэтому теперь его убрали в пространство между лонжеронов рамы. Вместимость этого пластикового бака получилась равной 125 литрам (а основного алюминиевого бака на левом лонжероне – 300 литров).
Наконец, кабину «Континента» кардинально перекомпоновали в расчете на длительное «одиночное плавание». Если кто помнит, макет такой кабины, внутри которой нашлось место даже для беговой дорожки, КАМАЗ представлял еще на выставке COMTRANS2015. А теперь можно ознакомиться с практическим воплощением тех идей. Внутри – всего одно водительское кресло с оттоманкой для поддержки ног, которое может отъезжать по рельсам к задней стенке кабины, откидываться для краткосрочного отдыха, крутиться на 90 градусов для обеда или просмотра телевизора. По умолчанию пространство сзади и справа от кресла – пустое. Но при необходимости сюда могут откидываться кровать, умывальник с раковиной и зеркалом или обеденный столик. Также внутри есть холодильник, мультиварка, микроволновка и сейф. Беговую дорожку в итоге внутри все же делать на стали – это уж совсем утопия, однако точки крепления эспандера на потолке действительно предусмотрели. Что сказать: действительно, получилось круто!
Наконец, тягач подключили к Интернету и снабдили практически всеми возможными на сегодняшний день электронными ассистентами, превратив его в «беспилотник» третьего уровня автономности. Это означает, что КАМАЗ-54907 может автоматически подруливать, тормозить перед препятствиями, перестраиваться, переезжать перекрестки, читать дорожные знаки, ехать в колонне… Все эти возможности обеспечиваются радаром, сонарами и камерами на передней части кабины. Переключение режима работы LED-фар ночью тоже происходит автоматически: свтотеневая граница выстраивается по встречному или попутному транспорту, не допуская ослепления. Но водитель КАМАЗа все же должен следить за дорогой, хоть и может убрать руки с руля и ноги с педалей. Ибо в случае диагностирования опасной ситуации обязан взять управление на себя. В дальнейшем камазовцы хотят довести свой экспериментальный тягач и до четвертого уровня автономности, при котором водитель уже сможет отвлекаться от дороги или отдыхать на ходу.
Разумеется, классических стрелочных приборов в такой кабине и след простыл: перед водителем – два цветных дисплея, сенсорные кнопки, мониторы вместо зеркал заднего вида. Есть видеокамера для общения по видеосвязи и две камеры системы контроля усталости, которые анализируют, в какой позе сидит водитель, как часто моргает, не «клюет ли носом». Есть даже система ночного видения – со своей инфракрасной камерой, картинка с которой выводится на дисплей на панели приборов, а еще бесконтактный алкотестер: перед началом движения водителю нужно сделать контрольный выдох ))
В общем, технологии наступают! И, сдается, до момента полной автономности большинства выпускаемых в мире грузовиков осталось не так уж и много времени… А пока же я пойду для вас готовить обзор более «приземленных» новинок, которые КАМАЗ показал на выставке COMTRANS’2021: благо, их тоже было много!
Читайте также о других новинках выставки COMTRANS 2021:
- Новые модели автобусов ПАЗ: Citymax 9 и Валдай City
- Шарнирно-сочлененный самосвал КАМАЗ-6561 Геркулес
- Все новинки грузовой экспозиции Группы ГАЗ
- КАМАЗ Компас 9: перелицованный китайский JAC N80
- КАМАЗы, ЛиАЗ и ГАЗель на топливных элементах
- Автобусы, троллейбусы и электробусы: обзор новинок