Представляем постиндустриальную, она же прорывная, модель массового образования (ПМО), которая рано или поздно, но сменит действующую. Новая эпоха предъявляет новые требования к кадрам и их подготовке, что ставит перед образованием совершенно иные цели и задачи, которые могут быть решены лишь новой образовательной моделью. Вот только вряд ли инициатором такого знаменательного события, как переход на ПМО, станет Россия. #постиндустриальное образование
Принципиально новый тип образования, получил название "объёмного" (volume education, VE). Разработчики объёмного образования отдают себе отчёт в том, что в России очень много технологий обзаводились и обзаводятся в коммерческих целях завлекающими эпитетами: креативная, мыследеятельная, развития парадоксально-рефлексивного мышления, эвристическое обучение (дидактика) и другие. Так уж повелось после появления якобы "развивающего" обучения В. Давыдова.
VE не относится к разряду коммерческих. Эпитет "объёмное"введен не ради красного "маркетингового" словца, а является уточняющим определением новой модели образования, его характерным свойством в полном соответствии с целым рядом уникальных особенностей, которые обеспечат учащимся "безупречное образование безусловного превосходства безграничных возможностей". Это вовсе не слоган, а квинтэссенция VE, точно отражающая сущность и характеристики нового образования, где понятие объёмное означает разнообразие, всесторонность и ёмкость образования и его результативности, выраженной экстраординарным уровнем образованности буквально всех учеников. #прорывная образовательная технология
VE - эффективное, в том числе по экономичности, и подлинно прорывное образование, совсем другого порядка, чем действующее: при пиковой результативности всех компонентов образовательной системы оно обеспечит максимальный уровень образованности учащихся в любом своём учебном учреждении. Благодаря действительно уникальным практическим процедурам буквально каждому ученику гарантировано достижение всех эксклюзивных целей объёмного образования.
Многообразный арсенал новых прикладных мер, прежде не существовавших в образовании: процессы, методы и прочий инструментарий, позволит совершить стремительный переход на принципиально иной уровень качества обучения, воспитания и развития, неизмеримо повысив эффективность и результативность образования.
Комплексная технология объёмного образования подкреплена концепцией, обосновывающей и наивысшую продуктивность её системы, технологий и компонентов, и позиции VE по самым разным аспектам образования. Её положения основаны на материалах более чем десятилетнего исследования. Однако, фундаментом объёмного образования являются не теории-гипотезы, а прикладные технологии, основанные на практическом опыте человечества, и не только в сфере образования.
В "Великой дидактике" отец-основатель классно-предметно-урочной уровневой системы образования А. Коменский ставил перед собой задачи «рассмотреть самое дело заново и исследовать причины, основания, способы и цели обучения» с учётом прошлых и нынешних достижений человеческой мысли и практики. Как мы убедились на своём опыте подобной дороги не избежит ни один разработчик полноценной модели массового образования.
2010 год стал отправной точкой разработки тогда еще необъёмного образования. Начало ему положила технология, которая задумывалась третьим образовательным процессом, равным обучению и воспитанию. Нам тогда казалось, что она изменит качество современного обучения, но большой практический опыт работы в учебных заведениях разного уровня подсказывал, что не все так просто: возникали сомнения и ощущение какой-то незаконченности. Волей-неволей, но пришлось обратиться к исследованиям разных аспектов образования. По мере изучения состояния российского и зарубежного образования, а также смежных с ним областей, пришло твердое осознание, что одной технологией перекрыть весь сонм проблем не получиться. Все прорехи, изначальные и сопутствующие, залатать не удастся, для этого потребуется слишком колоссальные усилия. Более того, существовали обоснованные подозрения, что любые потуги положение не исправят. Где тонко, там и рвется: таких мест в современном образовании - масса. Идеальный выход - новая модель образования. Площадка, так сказать, "экологически чистая" - расчищать платформу от сорняков, загрязненностей и завалов нет необходимости, что даёт полную гарантию того, что на территорию не попадут ошмётки прошлой системы с её проблемами. Без лишней скромности констатируем, что модель получилась органичная, без всяких искусственных примесей, которые нахватала система Я. А. Коменского по дороге в светлое индустриальное будущее. Отсутствуют и пестициды либерального образования.
В последующих статьях, сопоставляя две модели, подробно расскажем о дидактических аномалиях, изъянах, ограниченности и мифах современного образования и, конечно же, о целях, технологиях, достоинствах и преимуществах объёмного образования. Мы аргументируем позиции, с которых VE рассматривает современное образование, адептами которого являются в основном лица так или иначе получающие от действующей образовательной системы доходы и прочие преференции, а потому не желающие никаких перемен.
Довольно часто те элементы действующей модели образования, которые в глазах приверженцев рассматриваются как её сильнейшие стороны и достоинства, приравниваются в VE к дефектам и недостаткам. Посягательства на "кормилицу" могут восприниматься в штыки и, несмотря на обоснованность позиции, заклеймить ересью.