Начнем с небольшого обзора рынка видеоигр. В 2020 году за счет повсеместного карантина, индустрия получила новый импульс к росту. Если ранее время, проведенное за играми, в Европе сокращалось, то 2020 году этот показатель стал рекордным за последние 4 года.
Из трех основных сегментов игрового рынка: консоли, ПК и мобильные девайсы, именно смартфоны имеют сейчас наибольший потенциал роста. Это с учетом того, что прогнозируется охлаждение рынка после прорывного 2020 года.
Несмотря на замедление роста в 2021 году, аналитики положительно смотрят на индустрию в будущем.
Наибольшее количество геймеров, ожидаемо, сосредоточено в азиатских странах. Северная Америка находится только на 5 месте.
Но несмотря на небольшое количество игроков в Америке, они приносят много доходов игровым компаниям. Это вполне логично, учитывая уровень жизни и доходов в США.
Китай
Совсем недавно мир облетела новость о том, что китайские власти ограничивают игровое время для несовершеннолетних до 3-х часов в неделю. Детям разрешено играть в видеоигры только с пятницы по воскресенье и по праздничным дням, с 20:00 до 21:00.
Власти объяснили столь жесткие ограничения тем, что онлайн-игры стали неким «духовным опиумом» для детей, вызвали у них зависимость, мешают нормально жить и учиться. К слову, на данный момент в Китае около 720 млн активных игроков и среди них 15% несовершеннолетние.
Вообще, политика запретов уже не нова. Ранее действовали другие, более лояльные, ограничения времени, проведенного за играми: 1,5 часа в будни дни и до 3-х часов в выходные.
Каким образом будут работать ограничения? Предполагается, что пользователи будут проходить тщательную проверку личности и даже могут быть применены технологии распознавания лиц. Tencent уже пытался показать, что борется с игровой зависимостью в Китае, и вводил ограничения по времени для игроков. А для проверки применял сканирование лица.
Естественно акции издателей отреагировали негативно на эту новость.
Интересный факт. С 2000 по 2015 год Китай запрещал продажу на территории страны игровых приставок. В этот промежуток времени в стране началось производство доступных смартфонов, и издатели игр начали активно развивать мобильный сегмент. Поэтому на данный момент в Китае самый развитый и крупный рынок мобильных видеоигр.
Как это отразится на игровых компаниях? Это достаточно сложно предсказать. С одной стороны, количество несовершеннолетних геймеров Китае всего 15%. Tencent в своем отчете указывает, что доля доходов от таких игроков минимальна. К тому же, настоящие геймеры всегда найдут способ поиграть. Многие используют аккаунты, зарегистрированные на родителей или пользуются VPN.
С другой стороны, если правительство будет давить на игровые компании и им придется повсеместно вводить распознавание лиц, то никакие «левые» аккаунты не прокатят. Даже если учесть, что нынешние подростки перетерпят ограничения и в 18 лет продолжат играть без надзора, то непонятно, как это подействует на детей. Как правило, будущие геймеры развивают любовь к играм еще в детстве. Но в случае с Китаем у них будут жесткие ограничения по времени.
На днях появилась новость о том, что в ходе переговоров китайских властей с крупнейшими издателями игр Tencent и NetEase, было принято решение о временном прекращении выдачи лицензий на выпуск онлайн-игр.
Это означает, что издатели лишились одного из важнейших источников прироста выручки. Пока непонятно, насколько долго это продержится это ограничение. В прошлый раз власти Китая не регистрировали новые игры на протяжении 9 месяцев в 2018 году.
График акций Tencent в 2018 году:
FXES
Если вы не квалифицированный инвестор, то игровых компаний, в которые вы можете вложиться, немного. Однако, этим летом Finex запустил новый ETF, который инвестирует в индустрию видеоигр и киберспорта.
Фонд закупает акции напрямую, повторяя индекс MVIS Global Video Gaming and eSports. На данный момент в составе 26 компаний.
Метод отбора:
- Выручка компании на 50% и более складывается из сегмента видеоигры и киберспорта.
- Для хорошей ликвидности введены критерии по капитализации (не менее 150 млн $) и обороту (не менее 1 млн $).
- Доля одной бумаги ограничена 8%.
- Ребалансировка проходит раз в квартал.
В основном фонд состоит из американских и азиатских компаний, но также есть несколько европейских, например, Ubisoft и CD Projekt.
Топ 10 компаний представлены ниже. Наибольшую долю занимают фирмы, не связанные с разработкой и дистрибуцией видеоигр, Nvidia и AMD. Они производят видеокарты и процессоры, которые необходимы воспроизведения игр на компьютерах и консолях. Остальные компании в топе занимаются непосредственно разработкой игр и сопутствующего ПО.
Комиссия фонда, заложенная в стоимость бумаг, равна 0,9% годовых. Для российских биржевых фондов это не так много, учитывая секторальную направленность ETF.
Но если сравнивать с зарубежными аналогами, то по данному параметру FXES проигрывает. Например, фонд NERD, который инвестирует в разработчиков игр и поставщиков компьютерного оборудования, берет комиссию в 0,25%. А фонд ESPO, который нацелен на тот же индекс MVIS Global Video Gaming and eSports и является по сути зарубежным клоном FXES, берет комиссию в 0,55% годовых.
FXES можно купить на Московской бирже в двух валютах: в рублях и долларах США. Дивиденды у фонда небольшие, в районе 0,12% годовых, и они реинвестируются.
Историческая доходность базового индекса FXES впечатляет. В среднем индекс показывал доходность 30% в год с момента запуска. Во время мартовского обвала котировки немного просели, но затем начался мощный рост на фоне увеличения спроса на видеоигры во время карантина.
Сейчас на индустрию давит китайское правительство. Доля китайских компаний в фонде всего 16%, от временного прекращения выдачи лицензий могут пострадать и другие разработчики.
Долгосрочно я положительно смотрю на перспективы отрасли за счет прогнозируемого роста мобильного сегмента и совершенствования технологий. Краткосрочно на компании может давить риторика китайского правительства, особенно если запрет на выдачу лицензий продлят на полгода и более.
Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Подписывайтесь на канал, пишите комментарии. На все вопросы постараемся ответить.