Всем привет!
В этом году 12 сентября, т.е. уже завтра, отмечается День танкиста. В связи с этим сегодня на повестке дня советский танк Т-62, хорошо показавший себя во многих военных конфликтах второй половины XX в.
Этот средний танк – по сути достойный потомок советских боевых бронированных машин Т-54 и Т-55, которые в свою очередь ведут родословную от легендарного Т-34. Он появился в 1962 г. в связи с принятием на вооружение в странах Запада новых танков с пушками калибра 105 мм и броней такой толщины, которая оказалась не под силу советским танкам 50х гг.
Родиной нашего героя стал Завод №183 в Нижнем Тагиле. Было решено внешне максимально унифицировать новый танк с предшественником Т-55, но при этом установить новое, более мощное, вооружение. И вот с этим возникла проблема: изначально предполагалось вооружить машину пушкой Д-54 калибра 100 мм, но военные посчитали ее неподходящей для ведения боев против западных танков. Все же Запад очень быстро перевооружался, и тогда в 1959 г. была поставлена задача произвести в кратчайшие сроки средний танк, вооруженный орудием калибра 115 мм.
Подвиг удался: уже в 1961 г. танк, получивший обозначение Т-62, официально был принят на вооружение советских войск, а в следующем году началось его серийное производство.
Конструкция танка с броней толщиной 100 мм была классической, однако внутренностям его уделили много внимания. В первую очередь благодаря отдельным оптимизированным элементам бронезащиты боевое отделение стало просторнее, в результате чего действия экипажа стали менее скованными.
Разгонял машину дизельный двигатель объемом почти 39 л и мощностью 580 л.с. Этого оказалось более чем достаточно для среднего танка: максимальная скорость его достигла 50 км/ч при расчетной скорости на 15 км/ч меньше.
Экипаж же Т-62 состоял из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и специального человека, заряжающего орудия.
Впервые танк вышел в свет 7 ноября 1967 г. В следующем году он принял участие во вводе войск Варшавского договора в Чехословакию, но до боевого применения тогда дело не дошло.
Военным же дебютом для Т-62 стало вооруженное столкновение на о. Даманский, на советско-китайской границе, в 1969 г. Большинство танков, задействованных там, были выведены из строя, а одну машину захватили китайцы и использовали ее как прототип для нового среднего танка WZ-121.
Более активно танки участвовали в так называемой «Войне Судного дня» между арабскими странами и Израилем. В результате очень много Т-62 отправились служить странам Ближнего Востока и Африки.
Советский Союз же активно использовал Т-62 в Афганистане, в основном в качестве военных укреплений и для сопровождения военных колонн.
Кстати, важная деталь. Классический танк Т-62 покинул конвейер в 1975 г., а опыт эксплуатации этого танка в Афганистане показал, что модель еще нужно модернизировать. В результате уже в 1983 г. появилась модификация Т-62М, которую можно отличить от классического танка немного «прикрытой» ходовой частью:
После распада Союза очень много Т-62/62М оставалось на вооружении, но при этом подлежало замене. Все же они официально числились уже в российских войсках немного-немало до 2013 г. Они успели поучаствовать в двух Чеченских войнах и повоевать в Южной Осетии. Что не менее важно, еще совсем недавно они активно использовались в Сирии против террористов.
Сегодня немного Т-62 состоят на вооружении в ряде стран «третьего мира», а вот в нашей стране они в основном встречаются или в военно-исторических музеях, или в качестве памятников. Один из модернизированных Т-62М стоит на площади 50-летия Победы в Красноярске (см. фото выше), но встречаются и памятники классическому Т-62. Такой есть в соседнем городке Сосновоборск:
Т-62 – наряду с Т-34 один из важнейших советских танков. Они внесли свой вклад в исход многих войн по всему миру и помогали бороться с главной современной угрозой человечеству – международным терроризмом. За это народ сегодня и чтит память об славной боевой машине.
Есть ли памятники Т-62 в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новый статей!