Название Чёрные горы хорошо понятно при взгляде с Чеченской равнины - в мутном воздухе над городами и сёлами не разглядеть белых вершин Кавказа, а вот Лесистый хребет стоит бесконечной стеной. Пролом в этой стене служит всечеченским михрабом - Аргунское ущелье направлено в сторону Мекки:
К михрабу этому ведёт первоклассная дорога, сворачивающая перед самым подножьем. Вечером на повороте мы стояли, пропуская кортеж Размана Кадырова, но думается, в редком российском регионе людей можно удивить тем, что лучшая дорога ведёт к губернаторской даче. Слева от дороги остаются знакомый по прошлым постам Чечен-Аул и знакомые по новстям Старые и Новые Атаги, Дуба-Юрт и Чири-Юрт, а ещё - сооружения огромного завода:
Это последний индустриальный гигант Чечни - в прошлом ЧИЦЗ, ныне ЧЮЦЗ: первые буквы значат Чечено-Ингушский и Чири-Юртской соответственно, ну а последние - цементный завод. Основанный в 1974 году, в 1995 году он превратился в крепость боевиков перед входом в ущелье и был разрушен практически до основания.
То же самое во Вторую Чеченскую произошло с нефтезаводами Грозного, вот только своя нефть в Чечне почти иссякла, а сибирское и волжское сырьё можно перерабатывать и где-то в другом месте. Совсем иное дело - цементный завод в республике, где нужно было отстраивать буквально каждый дом: к 2007 "Чеченцемент" был построен заново, и до сих остаётся пор в собственности республики (читай - семьи Кадыровых): готовить его к приватизации начали только в 2016 году, когда важнейшие стройки остались позади.
С заводом-восстановителем перекликаются пики над могилами боевиков, погибших на войне с Россией. В аргунской стороне кладбища похожи на леса после пожаров: