Найти в Дзене
БФ "АиФ. Доброе сердце"

Школьный квест

Как отстаивать свои права родителям школьников с инвалидностью или ОВЗ и почему вам может понадобиться юрист? Мы начинаем публикацию материалов про то, как отстаивать свои права в совершенно разных обстоятельствах — при поддержке юристов программы «Маршрут помощи».

Фото: Canva
Фото: Canva

Общеобразовательная школа № 25 г. Петрозаводска без ремонта стояла семьдесят лет, со дня основания. Отваливающаяся штукатурка, текущая крыша, протертые до дыр полы. Коррекционные классы вперемешку с обычными. Дети с инвалидностью по слуху учились на самой верхотуре, четвертом этаже.

«Если что, даже сигнал эвакуации не услышат, вниз спуститься не успеют», — переживала мама Олеси, которая в прошлом году пошла здесь в первый класс.

-2

Когда Олесе было 3 года, она стала подопечной фонда «АиФ. Доброе сердце»: тогда девочке со сложным диагнозом (врожденная глухота и синдром короткой кишки) государство не выдавало лекарства, которые нужно принимать постоянно. Лечение Олеси в год обходилось почти в 2 миллиона рублей, мама была в отчаянии и тогда для помощи подключился наш фонд. Сначала решился вопрос с лекарствами, потом — после кохлеарной имплантации и реабилитации — Олеся научилась слышать и говорить. И пошла в школу! Тут, казалось бы, и должен был случиться хэппи-энд, но он оказался погребен под осыпающимися школьными стенами и потолками.

И в 2020-м семья снова обратилась к нам, уже по программе «Маршрут помощи»: мама Олеси хотела улучшить условия не только для своей дочери, но и для всех учеников инклюзивных классов, вот только добиться перемен на уровне школы у нее не получалось.

«В школе настоящий бардак! К тому же моя дочь — слабослышащая, а в нашей школе из-за нехватки помещений все учатся вместе — и слепоглухие, и слабослышащие. Олеся уже пользуется речью, но ей часто некому ответить — только на жестовом языке»

Юрист нашего фонда и программы «Маршрут помощи» Михаил Спектер изучил весь список претензий к организации коррекционного обучения и составил обращение в прокуратуру, а также проконсультировал петрозаводских активистов по СНИПам для инклюзивных классов. Вскоре о слабослышащих детях на четвертом этаже под разрушающейся крышей заговорило местное телевидение, а еще чуть позже были выделены средства на ремонт крыши.

-3

Дело со школьным ремонтом в Петрозаводске сдвинулось, но это не значит, что все проблемы с коррекционными классами сразу решились или что семья снизила планку и больше ничего не ждёт от образовательной системы. У них есть следующая цель: чтобы Олесе, которой нужна постоянная помощь с приемом пищи и туалетом (в 1 классе контроль за этими вопросами на себя брала классная руководительница), был выделен ассистент, положенный по закону.

-4

То есть ассистент Олесе вроде бы положен, но его наличие все равно зависит только от руководства школы. Каждый день сражаться за то, что тебе и твоему ребенку жизненно необходимо тяжело. Часто именно эта ежедневная борьба с системными нарушениями забирает все силы родителей, и на свою жизнь почти не остается времени.

-5

Пока мы готовили этот материал, семья Олеси все-таки решила перевести дочку в логопедический класс другой школы, чтобы расширить возможности ее развития и социализации. «Очень трудно, если честно, биться каждый день за своего ребенка», — говорит мама, которая хоть и не привыкла сдаваться, но очень устала за эти восемь лет.

Так что же — этот текст в итоге получился про проигрыш и отступление? Вовсе нет. Эта история про родителей, которые не сдаются  и про важность юридической грамотности. И про то, что помощь обязательно придет, если ее попросить.

-6

«Некоторые родители особых детей говорят: нет ожиданий — нет и разочарований. Но я так не могу. Я сделаю все, чтобы моя дочь могла адаптироваться в обществе, потому что однажды, когда нас с мужем не станет, она останется одна».

Именно поэтому наш фонд применяет комплексный подход к поддержке семей в трудной жизненной ситуации. И теперь, кроме помощи юриста, у Олеси и её семьи есть возможность получить бесплатные консультации психолога. Благодаря Фонду президентских грантов, программа «Маршрут помощи» предлагает полноценный курс работы с психологом для родителей тяжелобольных детей или других помогающих членов семьи.

Когда ты не один справляться намного легче. Поэтому мы составили краткую инструкцию для родителей, столкнувшихся с такой же ситуацией. Выход есть всегда, и вместе мы найдем его быстрее.

-7

Текст: Полина Иванушкина

Комментарии юриста: Михаил Спектер