Найти тему

Айя София. Как главная церковь Византийской империи стала мечетью

Святая София, церковь Божественной Мудрости, - одно из самых важных и самых прекрасных зданий в истории мировой архитектуры, была освящена 27 декабря 537 года. Айя София на протяжении 916 лет была кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира. После турецкого завоевания ее на 481 год превратили в мечеть, затем в 1934 году сделали музеем. Сегодня это снова действующая мечеть. Такие вот драматические гримасы истории.

Только факты:

Айя София - один из 3-х эпитетов, обращенных к богу. Эти три эпитета определяются так: Айя София (Святая Мудрость), Айя Ирина (Святое Благодушие) и Айя Динамис (Святая Сила).

Первая церковь, получившая название "Айя София" была построена и открыта для прихожан в 360 году нашей эры, эта церковь была частично разрушена во время пожара 404 года. В результате мятежа 532 г. церковь была полностью сожжена. Таким образом, то великолепное сооружение, которое мы видим сегодня, - это уже третья Софийская церковь, построенная Императором Юстинианом Первым, В постройке участвовали сотни мастеров и десять тысяч рабочих. Строительство продолжалась 5 лет.

Мозаика x века — Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан — модель Софии.
Мозаика x века — Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан — модель Софии.

Когда входишь в святую Софию, перехватывает дыхание — так она велика и просторна и таким фантастическим образом освещена (причем надо еще себе представить, что бесчисленные окна, из-за которых стены кажутся прозрачными, на самом деле были еще больше — турки некоторые из них частично заложили).

-3

Собственно, в том, чтобы добиться такого эффекта, как раз и состояла главная задача строителей Софии — ведь храм, по идее, должен быть подобием космоса, то есть представлять собой нечто нерукотворное, а никак не плод человеческих усилий.
Невероятный купол изображает тут небесный свод, а какие же опоры могут быть у небесного свода? Поэтому все, намекающее на телесную тяжесть, тщательно и хитроумно спрятано, а купол, как писали современники, «на цепи подвешен к небесам».

Идее божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности Софии, которая вообще — одно из самых ясных произведений мировой архитектуры: отвлеченные богословские идеи воплощены в ней необычайно наглядно.
Богоматерь с младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году,

-4

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом — к VI веку (их собратья в западных парусах — работа реставраторов XIX века).

Серафимов турки почему-то сочли талисманами и замазывать (в отличие от всех прочих мозаик) не стали — ограничились тем, что прикрыли им лица медными масками.

С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры — галереи, открывающиеся в центр храма арками. Вход на хоры — в северном торце нартекса; наверх ведет не лестница, а пологий пандус. По пандусу этому императрица могла подниматься наверх в своем паланкине, не испытывая ни малейших неудобств. Государыню сопровождали принцессы и фрейлины: во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора. Это было весьма светское место.

-6

Мне повезло, когда я побывала в Стамбуле, вход на хоры был открыт и я смогла сделать фотографии этого грандиозного храма сверху. А вот моим друзьям, которые посетили Стамбул в начале лета этого года, повезло меньше. Оказывается, теперь Айя София опять стала не только музеем, но и культовым религиозным местом для молений мусульман, поэтому ее посещение и осмотр строго регламентированы и доступ туристов возможен далеко не повсюду.

Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах. В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту.

-7

Любопытно, что изображение Зои и Константина имеется еще на одной мозаике (фото ниже) - причем, верхняя часть фигур хорошо сохранилась, при этом бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.

-8

Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) — великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. «Деисус» означает «моление»: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.

Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию — крестоносцами. А прямо против Деисуса под плитой с латинской надписью «Henricus Dandolo» когда-то как раз и лежало тело одного из предводителей Четвертого крестового похода — венецианского дожа Энрико Дандоло. Он умер в Константинополе в 1205 году и был погребен на хорах Софии, превращенной крестоносцами в католический собор. Когда Константинополь был взят турками, султан Мехмед велел вырыть кости старого дожа и бросить их псам.

Главная церковь православного мира становится мечетью

Последняя литургия в Святой Софии началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Когда на следующий день в храм, выломав двери, ворвались янычары, священник с чашей в руках чудесным образом скрылся в столбе в северо-западном углу здания.
В столбе, где скрылся священник, есть оправленное в медь углубление. Считается, что если вставить туда большой палец и повернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание. Отверстие внутри влажное: камни Софии потеют. И у меня получилось! И даже загаданное желание сбылось.

-10

Докучливые гиды показывают рядом с алтарем пятно на стене, отдаленно напоминающее отпечаток ладони. Пятно высоко: здесь якобы оперся о стену Мехмед Завоеватель, когда его конь поскользнулся на залитом кровью полу. Это неправда. То есть пол-то наверняка был залит кровью, но Мехмед вошел в Софию, спешившись и к тому же посыпав свой тюрбан пылью — в знак смирения.

После завоевания Стамбула султаном Мехмедом Фатихом (Завоевателем) начался новый период для Айа Софии. Айа София, столетиями служившая церковью, во время правления султана Мехмеда Фатиха была преобразована в мечеть, а в западной части строения, где расположен полукупол, возводится деревянный минарет. Во времена правления султана Байезида II был пристроен еще один минарет, а в период султана Селима – два минарета. Минареты вокруг Софии и полумесяц на куполе - душевная боль миллионов христиан во всем мире.
Следы турецкого владычества в интерьере Софии — это прежде всего восемь огромных круглых щитов из ослиной кожи, подвешенных под куполом. Арабский кошмар на них — изречения из Корана, имена первых халифов — как считается, самые крупные образцы арабской каллиграфии. Ататюрк, превратив Софию из мечети в музей, велел их снять. Сразу после его смерти в 1938 году надписи водрузили на место.

-11

В алтарной апсиде, понятно, устроена молитвенная ниша — михраб;
также здесь имеются и другие милые сердцу мусульманина мелочи вроде огромных пузатых кувшинов для омовений недалеко от входа.

-12

А этому котенку, живущему в великом храме, нет дела до великой и драматичной истории, до смены религий и святых. Ему главное, чтоб покормили во время

#константинополь 

#стамбул #айя софия 

#история и религия #ислам и христианство