Святая София, церковь Божественной Мудрости, - одно из самых важных и самых прекрасных зданий в истории мировой архитектуры, была освящена 27 декабря 537 года. Айя София на протяжении 916 лет была кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира. После турецкого завоевания ее на 481 год превратили в мечеть, затем в 1934 году сделали музеем. Сегодня это снова действующая мечеть. Такие вот драматические гримасы истории.
Только факты:
Айя София - один из 3-х эпитетов, обращенных к богу. Эти три эпитета определяются так: Айя София (Святая Мудрость), Айя Ирина (Святое Благодушие) и Айя Динамис (Святая Сила).
Первая церковь, получившая название "Айя София" была построена и открыта для прихожан в 360 году нашей эры, эта церковь была частично разрушена во время пожара 404 года. В результате мятежа 532 г. церковь была полностью сожжена. Таким образом, то великолепное сооружение, которое мы видим сегодня, - это уже третья Софийская церковь, построенная Императором Юстинианом Первым, В постройке участвовали сотни мастеров и десять тысяч рабочих. Строительство продолжалась 5 лет.
Когда входишь в святую Софию, перехватывает дыхание — так она велика и просторна и таким фантастическим образом освещена (причем надо еще себе представить, что бесчисленные окна, из-за которых стены кажутся прозрачными, на самом деле были еще больше — турки некоторые из них частично заложили).
Собственно, в том, чтобы добиться такого эффекта, как раз и состояла главная задача строителей Софии — ведь храм, по идее, должен быть подобием космоса, то есть представлять собой нечто нерукотворное, а никак не плод человеческих усилий.
Невероятный купол изображает тут небесный свод, а какие же опоры могут быть у небесного свода? Поэтому все, намекающее на телесную тяжесть, тщательно и хитроумно спрятано, а купол, как писали современники, «на цепи подвешен к небесам».
Идее божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности Софии, которая вообще — одно из самых ясных произведений мировой архитектуры: отвлеченные богословские идеи воплощены в ней необычайно наглядно.
Богоматерь с младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году,
Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом — к VI веку (их собратья в западных парусах — работа реставраторов XIX века).
Серафимов турки почему-то сочли талисманами и замазывать (в отличие от всех прочих мозаик) не стали — ограничились тем, что прикрыли им лица медными масками.
С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры — галереи, открывающиеся в центр храма арками. Вход на хоры — в северном торце нартекса; наверх ведет не лестница, а пологий пандус. По пандусу этому императрица могла подниматься наверх в своем паланкине, не испытывая ни малейших неудобств. Государыню сопровождали принцессы и фрейлины: во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора. Это было весьма светское место.
Мне повезло, когда я побывала в Стамбуле, вход на хоры был открыт и я смогла сделать фотографии этого грандиозного храма сверху. А вот моим друзьям, которые посетили Стамбул в начале лета этого года, повезло меньше. Оказывается, теперь Айя София опять стала не только музеем, но и культовым религиозным местом для молений мусульман, поэтому ее посещение и осмотр строго регламентированы и доступ туристов возможен далеко не повсюду.
Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах. В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту.
Любопытно, что изображение Зои и Константина имеется еще на одной мозаике (фото ниже) - причем, верхняя часть фигур хорошо сохранилась, при этом бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.
Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) — великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. «Деисус» означает «моление»: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.
Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию — крестоносцами. А прямо против Деисуса под плитой с латинской надписью «Henricus Dandolo» когда-то как раз и лежало тело одного из предводителей Четвертого крестового похода — венецианского дожа Энрико Дандоло. Он умер в Константинополе в 1205 году и был погребен на хорах Софии, превращенной крестоносцами в католический собор. Когда Константинополь был взят турками, султан Мехмед велел вырыть кости старого дожа и бросить их псам.
Главная церковь православного мира становится мечетью
Последняя литургия в Святой Софии началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Когда на следующий день в храм, выломав двери, ворвались янычары, священник с чашей в руках чудесным образом скрылся в столбе в северо-западном углу здания.
В столбе, где скрылся священник, есть оправленное в медь углубление. Считается, что если вставить туда большой палец и повернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание. Отверстие внутри влажное: камни Софии потеют. И у меня получилось! И даже загаданное желание сбылось.
Докучливые гиды показывают рядом с алтарем пятно на стене, отдаленно напоминающее отпечаток ладони. Пятно высоко: здесь якобы оперся о стену Мехмед Завоеватель, когда его конь поскользнулся на залитом кровью полу. Это неправда. То есть пол-то наверняка был залит кровью, но Мехмед вошел в Софию, спешившись и к тому же посыпав свой тюрбан пылью — в знак смирения.
После завоевания Стамбула султаном Мехмедом Фатихом (Завоевателем) начался новый период для Айа Софии. Айа София, столетиями служившая церковью, во время правления султана Мехмеда Фатиха была преобразована в мечеть, а в западной части строения, где расположен полукупол, возводится деревянный минарет. Во времена правления султана Байезида II был пристроен еще один минарет, а в период султана Селима – два минарета. Минареты вокруг Софии и полумесяц на куполе - душевная боль миллионов христиан во всем мире.
Следы турецкого владычества в интерьере Софии — это прежде всего восемь огромных круглых щитов из ослиной кожи, подвешенных под куполом. Арабский кошмар на них — изречения из Корана, имена первых халифов — как считается, самые крупные образцы арабской каллиграфии. Ататюрк, превратив Софию из мечети в музей, велел их снять. Сразу после его смерти в 1938 году надписи водрузили на место.
В алтарной апсиде, понятно, устроена молитвенная ниша — михраб;
также здесь имеются и другие милые сердцу мусульманина мелочи вроде огромных пузатых кувшинов для омовений недалеко от входа.
А этому котенку, живущему в великом храме, нет дела до великой и драматичной истории, до смены религий и святых. Ему главное, чтоб покормили во время
#константинополь
#стамбул #айя софия
#история и религия #ислам и христианство