Если о разновидностях мостов слышали многие, то про их "характер", скорее всего, знают только специалисты-мостовики.
Это не темперамент или эмоции, не поведение и не что-то человеческое. Мы имеем в виду металлы или специальные, состоящие из нескольких видов металлов, сплавы стали, из которых изготавливаются детали и конструктивные элементы мостов. Мостовые детали и элементы в течение десятилетий должны испытывать колоссальную разнообразную нагрузку - на изгиб, на сжатие и растяжение, на срез и разрыв, ударную и статическую и др. А также металлическим частям моста необходимо противостоять разрушительным для них атмосферным осадкам, температурным, химическим и электрохимическим воздействиям. Поэтому мост обязательно должен обладать особым "железным" характером.
Сплавы для мостовых деталей, элементов и конструкций (например, балок, ферм, арок, болтов и гаек, арматуры, накладок и закладных деталей, тросов и т.п.) разрабатывают и производят с соблюдением строгих требований ГОСТов и других нормативов, ведь мосты это очень ответственные сооружения, от которых зависит безопасность водителей и пешеходов, целостность перевозимых грузов, состояние окружающей среды, да и сохранность самого сооружения. Для изготовления разнообразных деталей и элементов моста используют только соответствующие их функциональному назначению и характеру оказываемых на них нагрузок и воздействий сплавы или металлы.
Для правильного назначения сплавов и металлов инженеры-мостовики пользуются достижениями такой прикладной науки как “Материаловедение и технология конструкционных материалов”, которая изучает и исследует их физико-механические, а также эксплуатационно-технологические свойства.
И тем не менее, какими бы прочными и износостойкими ни были металлические части мостов, всё-таки их приходится защищать от коррозии защитными материалами - красками, лаками, мастиками, эмульсиями, полимерными составами и т.п.
Возведение мостов с “железным” характером - металлических мостов - имеет ряд достоинств и недостатков.
Преимуществами таких мостов являются:
- долговечность и надёжность сооружения;
- возможность монтировать большие пролёты из-за их малого веса и высокой прочности;
- унификация выпускающихся промышленностью деталей и комплектующих;
- технологическая возможность изготавливать уникальные мостовые конструкции и комплектующие;
- высокая технологичность материала и готовых конструкций при сборочных и строительно-монтажных работах (например, широкий спектр доступных соединений - сварные, заклёпочные, болтовые, клеевые, комбинированные; относительно небольшая масса элементов при транспортировке и крановых работах и т.п.);
- высокая степень ремонтопригодности и, при необходимости, выполнения усиления конструкций, элементов и деталей;
- большие возможности для воплощения различных инженерно-архитектурных решений;
- возможность вторичной переработки металлических частей мостов после их износа.
К недостаткам металлических мостов относят:
- относительные высокие температурные деформации частей моста;
- повышенные меры по защите металлических конструкций от химической и электрохимической коррозии;
- относительно высокий уровень наблюдений за состоянием моста;
- большой объём потребности в металлопрокате и, как следствие, вероятность получения относительно высокой стоимости моста;
- повышенный уровень точности сборочных и монтажных работ.
Человечество накопило богатый опыт по строительству металлических мостов - они создаются в различных климатических поясах планеты в разнообразных географических и природно-климатических условиях, и некоторые мосты,благодаря их настоящему “железному” характеру, приносят людям пользу уже более ста лет.
Ищите нас в социальных сетях!
Инстаграм - здесь
Вконтакте - здесь
Фэйсбук - здесь
Телеграм - здесь
Наш сайт - здесь