Найти тему
Наука на Урале

Победитель, фрик, чудотворец: ученые изучили образы политиков в соцсетях

Сергей Собянин, Дональд Трамп, Алексей Текслер и другие — исследователи Челябинского государственного университета (ЧелГУ) провели контент-анализ социальных сетей известных политиков.

В количественном и качественном контент-анализе учитывались тональность и направленность сообщений, обратная связь, комментарии.
В количественном и качественном контент-анализе учитывались тональность и направленность сообщений, обратная связь, комментарии.

Результаты исследования «Восприятие образа и личности политика в социальных сетях и мессенджерах», который поддержал Российский фонд фундаментальных исследований в конкурсе «Наставник», представил профессор кафедры политических наук и международных отношений Андрей Пасс.

Так, удалось выделить несколько типов политиков, которые активно ведут аккаунты. Основными образами стали «политик-чудотворец», «сильная личность», «депутат-профессионал», «победитель», «отличник», «борец». Образы «самый умный» и «самый честный», которые ассоциируются с зазнайками или болтунами, много говорят, но сделать ничего не могут, популярностью у аудитории не пользуются.

Еще один типаж — «фрик», для которого характерны неординарное поведение, эпатаж, эмоциональность и который сам зачастую становится удобным информационным поводом. Но, как отмечают студентки, рядом с положительным образом легко сконструировать антиобраз. Например, сильная личность может с подачи оппонента превратиться в тирана, борец — в болтуна, а победитель стать просто везучим человеком.

Кроме того, удалось выяснить, что на основе типажей политики выбирают определенные стратегии: убеждение, завоевание симпатий, удержание электората.

Анализ личного блога Сергея Собянина, в котором мэр Москвы освещал связанную с пандемией ситуацию, показал, что это успешный пример использования виртуальных пространств для воздействия на ситуацию и популяризацию принимаемых мер и решений.

Как отмечают авторы, угрозы пандемии и скорость ее распространения серьезно повлияли на спиральную сторону периодичности обновления блога столичного градоначальника. Среди них заметное место занимает демонстрация личной вовлеченности и ответственность за решение возникшей проблемы, упор на информирование общественности о предпринимаемых шагах, предупреждение и купирование деструктивного социального поведения при помощи прямого диалога с посетителями сайта.

Профессор ЧелГУ Андрей Пасс. Фото: пресс-служба ЧелГУ.
Профессор ЧелГУ Андрей Пасс. Фото: пресс-служба ЧелГУ.

Пример удачного способа интернет-коммуникации демонстрирует и губернатор Челябинской области Алексей Текслер, уверены исследователи.

Они установили, что жизнь в Инстаграме для губернатора началась со знакомства с населением региона и попыток разобраться с многочисленными проблемами. В этот период были особо важны тактики завоевания симпатий и удержания электората, фиксации внимания на острых вопросах, позиционирования себя как современного, открытого и мобильного руководителя. Позже появляются сообщения о личных увлечениях, задействована стратегия упрочения посредством трансляции индивидуального привлекательного имиджа и наставлений молодому поколению с призывом занять активную жизненную позицию.

Научный коллектив пришел к выводу, что аккаунты депутатов и политиков очень важны для политической истории России и региона. Если раньше в этой сфере доминировали СМИ и кулуарные разговоры, то сегодня соцсети вышли на первое место по значимости влияния.

«Современному политику не уйти от этого вида активности, — поясняет Андрей Пасс. — Но его надо тщательно выверять: выбирать тематику и дискурс, вести постоянный диалог, отвечая самостоятельно на комментарии. А электоральный рейтинг и отношение подписчиков выступают критерием для определения правильности или ошибочности того, что человек делает».

В состав научного коллектива под руководством Андрея Пасса вошли два выпускника челябинского лицея № 11 Михаил Верховых и Егор Запорожский, которые сейчас учатся в московских вузах, а также магистранты историко-филологического факультета ЧелГУ Юлия Трапезникова, Екатерина Бойко, Анастасия Шишкова и Светлана Смирнова.

Читайте также:

На Урале могут появиться карбоновые фермы

«Умную» систему выдачи лекарств разработали на Урале

Химики нашли эффективное соединение от старческих болезней мозга

Справка

ЧелГУ — участник Уральского межрегионального научно-образовательного центра «Передовые производственные технологии и материалы», созданного в рамках национального проекта «Наука» для проведения прикладных научных исследований и разработок мирового уровня. Центр участвует в получении конкурентоспособных технологий и продуктов, их коммерциализации, а также подготовке кадров. В развитии #УМНОЦ активное участие принимают ведущие вузы Свердловской, Челябинской и Курганской областей — УрФУ, ЮУрГУ и КГУ.