Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. Стражи Серебряной реки. «Парана»

Оглавление

Реки для Южной Америки это не только много воды и рыбалка на пираний. Это дороги цивилизации и связующие швы государств. Без них цивилизация осталась бы тонким слоем на побережье, оставив большую часть континента джунглям и местным аборигенам. Еще важнее реки на пограничных рубежах. Если коротко, то кто контролирует реки, тот и хозяин данной территории.

Для Аргентины это особенно важно, ее флот изначально и строился как полуречной-полуморской. Реки региона Аргентина делит с Бразилией, Уругваем и Парагваем. А еще есть «Серебряная река», огромный залив Ла-Плата, самая широкая в мире "река" глубиной в среднем около 10 метров, эстуарий, место слияния рек Парана и Уругвай.

Как только разрешился многолетний конфликт с Чили за Патагонию, аргентинский флот обратил внимание на усиление своей речной флотилии.

У "Армстронга" в соответствии с контрактом, подписанным от Аргентины послом доктором Флоренсио Домингесом, были заказаны две речные броненосные канонерские лодки стоимостью 81 445 фунтов стерлингов за штуку. На них возлагалась обязанность патрулирования речной границы и поддержка армии в случае военных действий.

Лодки получили популярные в аргентинском флоте имена-«Росарио» (ARA «Rosario», 29-я этого имени в аргентинском флоте) и «Парана» (ARA «Paraná», 7-я этого имени в аргентинском флоте) в честь, соответственно, одного из крупнейших городов Аргентины и одной из крупнейших рек континента. Ради нового корабля старую канонерку «Парана» переименована в "Пьедра Буэна".

Крестной матерью «Параны» стала миссис Донья Сегунда Миллан де Монтес.

30 апреля 1908 года командиром «Парана» был назначен капитан да фрегата Д. Гильермо Малвани, а «Росарио»-лейтенант Д. Поухатан Пейдж. В Англию на транспорте «Чако» («Chako») был доставлен экипаж и 25 августа 1908 года «Парана» отбыла из Ньюкасла в Буэнос-Айрес, куда прибыла 8 декабря того же года. «Росарио» отчалила от английских берегов 8 августа 1909 года, а прибыла в Буэнос-Айресе в октябре 1909 года.

По дороге оба корабля посетили Булонь-сюр-Мер, где отдали дань уважения памятнику генералу-освободителю Д. Хосе де Сан-Мартину.

Появление у Аргентины в речной флотилии двух мощных броненосных кораблей заставило бразильцев вспомнить о двух своих речных мониторах, заложенных еще в 1890 году. Один из них они довольно оперативно после этого достроили. Это был «Пернамбуко» («Pernambuco»). Второй достраивали и перестраивали еще около 30 лет. Это рекордсмен долгостроя, вступивший в строй в итоге как «Парагуассу».

-2
-3
Джейн 1920
Джейн 1920

«Парана» ARA «Paraná» «Armstrong Whitworth & Co Ltd», Эльзвик, Англия. Спущена на воду 28.4.08. Закончена постройкой 27.7.08, введена в строй 8 августа 1908 года. Сдана на слом 1958.

«Росарио» ARA «Rosario» «Armstrong Whitworth & Co Ltd», Эльзвик, Англия. Спущена на воду 27.7.08. Введена в строй 7 августа 1909 года. Сдана на слом 1959,

Водоизмещение 700/1050(«Росарио»-1053) т, основные размерения 76,4 x 9,8 x 4,3 м,
Броня (цементированная сталь «Krupp»): пояс 102 мм, боевая рубка 76 мм, палуба до 37 мм.
Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 2 котла «Yarrow», мощность 1300 л.с., 2 винта. Скорость 14,5-15 узлов (максимальная), запас угля 117(120)/160 тонн, дальность плавания 1600 км или 1000 миль. , экипаж 145 человек.
Вооружение: две 152-мм/12 гаубицы, шесть 76-мм/50 пушек, четыре десантные 75-мм пушки на колесных лафетах, восемь 7,65-мм пулеметов Максим. «Росарио»- дополнительно 2 пулемета Madsen калибра 7,65 мм.

В Булони вместе с «Росарио» и фрегатом «Сармьенто».
В Булони вместе с «Росарио» и фрегатом «Сармьенто».

Канонерская лодка «Парана»

26 декабря 1908 года президент Ассоциации «Pro Patria» мисс Мария Михура вручила экипажу лодки традиционное боевое знамя. Но повоевать канонерке не пришлось, ее служба была мирной и полной рутины. Лодке присвоили бортовой номер «20», ее использовали для подготовки курсантов морской школы и участия в военно-морских маневрах.

В марте и декабре 1911 года канонерка посещала Асунсьон в период революционных событий в Парагвае и вывозила нуждающихся в убежище.

В 1915 году командование флота классифицировало «Парана» и «Росарио» как "крейсера", но активной деятельности для них не было. С 1918 года канонерка в резерве, командир корабля не назначался до 1921 года, когда его использовали для походов в Монтевидео, доставив туда французскую миссию и уругвайского министра.

С конца 1922 года корабль сменил «Росарио» в качестве стационера в Парагвае, вплоть до 1928 года он активно участвовал в парагвайских событиях, защищая интересы Аргентины и спасая беженцев.

В 1929 году «Парана» стала флагманом созданной канонерской дивизии, в 1931 году участвует в подавлении восстания в Корриентесе, с сентября 1932 года выделена наблюдателем в район боливийско-парагвайской войны.

Затем лодка ушла на капремонт в Рио-Сантьяго для замены котлов.

В июле 1935 года вместе с президентской яхтой «Голондрина» (ARA «Golondrina») лодка совершила поход в Асунсьон, доставив туда американского посла в Парагвае.

В 1939 году канонерской лодке «Росарио» было поручено сопровождение судна «Драммонд» со свежеизбранным президентом Парагвая генералом Д. Хосе Феликсом Эстигаррибиа. Однако «Росарио» вышла из строя и ее у Мал Абриго заменила «Парана», которая и доставила президента в Асунсьон.

Маршал Эстигаррибиа, президент Парагвая в центре при посадке на корабль
Маршал Эстигаррибиа, президент Парагвая в центре при посадке на корабль

В 1940 году оба систершипа доставили 60 врачей для исследования заболеваний унцинарозом в провинциях Эскина, Гойя, Белла-Виста, Эмпедрадо и Корриентес.

В период Второй мировой канонерка участвовала в речной эскадре, которая обеспечивала аргентинский нейтралитет на Ла-Плате и Паране.

С 1947 года корабль активно используется для обучения курсантов морской школы, включая походы по аргентинским рекам. В марте 1948 года вместе с пароходом «Драммонд» он перевез в Николас для торжественного захоронения останки первого аргентинского флотоводца Д. Хуана Баутисты Азопардо. Был торжественно открыт мавзолей у места, где произошел «первый артиллерийский выстрел аргентинского флота».

С декабря 1949 года корабль передали военно-морской школе.

С июля 1951 года канонерку разоружили на базе в Рио-Сантьяго, в 1952-1955 годах она там отстаивалась без экипажа. Планы по переоборудованию в понтон-маяк или плавучую школу для курсантов закрыл пожар, после которого 14 сентября 1956 года корабль выставили на продажу. В 1958 году его удалось продать с публичных торгов фирме «Botto y Cochello» за 853 000 песо.

-7
1914
1914
-9
-10
-11
-12
Сундук и флаг канонерской лодки в Военно-морском музее нации
Сундук и флаг канонерской лодки в Военно-морском музее нации

Канонерская лодка «Росарио»

«Росарио» получила свое боевое знамя 19 декабря 1909 года в городе Росарио в самой торжественной обстановке, после чего была окончательно зачислена в состав аргентинского флота. Она получила номер «21». Но ее служба оказалась не менее мирной, чем у головного корабля.

В 1910 году она приняла активное участие в праздновании 100-летия Майской революции.

Во время парагвайских событий 1911 года вместе с систершипом обеспечивала в Асунсьоне аргентинские интересы и спасала беженцев.

В 1915 году назначена флагманом минной флотилии. В 1916 году вместе с флотом лодка участвовала в праздновании 100-летия независимости.

С 1917 года стоит на приколе в Рио-Сантьяго из-за нехватки топлива, а затем на нее перестали даже назначать командиров вплоть до 1921 года. Аргентина переживала острый послевоенный экономический кризис.

С 1921 года-в составе учебной дивизии («Индепенденсия», «Либертад» и «Парана») на реках Ла-Плата, Парана и Уругвай занималась обучением курсантов. В 1922 году переклассифицирована в канонерскую лодку.

Во время гражданской войны 1922 года в Парагвае канонерка находилась в районе Асунсьона, на случай угрозы аргентинским гражданам.

С 1923 года на лодке проходили практику курсанты военно-морской школы. В 1924 году вместе с учебной дивизией канонерка принимала участие в торжественной встрече отряда итальянского флота с принцем Пьемонтским на борту. В 1927 году классифицирована как сторожевой корабль.

С марта 1929 года передана военно-морской школе для подготовки младшего персонала. В 1931 году совершила поход на крайний юг, в Ушуайю, а затем обеспечивала на речных коммуникациях поддержку войскам полковника Помара, занимающихся подавлением восстания в Корриентесе.

В 1949 году окончательно передается для практической подготовки курсантов и несколько лет регулярно с ними осуществляет походы по Рио де Ла-Плата. В 1952 году полностью разоружена.

В 1953–1959 годах находилась на сохранении в Арсенале в состоянии полного разоружения и без экипажа, пока не была продана на торгах фирме Николаса Идоэта, Умберто Зани и Алехандро Реборати.

По некоторым сведениям лодку разобрали в 1961-1962 годах. Вроде бы две палубы корабля, изготовленные из индийской смоляной сосны, были разобраны на паркет.

1910
1910
Канонерская лодка Росарио в Парана-Гуасу, 1931 г
Канонерская лодка Росарио в Парана-Гуасу, 1931 г

-16

Как всегда, на задворках великих империй, корабли служат долго, хоть и скучно. По полвека выпало и обеим канонеркам.

К счастью для региона баланс сил здесь играл большую роль, чем кровавые переделы на полях сражений. Страны ABC (Аргентина, Бразилия, Чили) за два века воевали между собой лишь один раз- когда Аргентина и Бразилия в 1825-1828 годах делили Уругвай. Затем региональные сверхдержавы, несмотря на бряцанье оружием, научились договариваться, отыгрываясь на менее могучих соседях-Парагвае, Боливии и Перу.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам