В январе 2020 года сирийская армия Асада предприняла очередной этап наступления на мятежную провинцию Идлиб, заняв один из ключевых городов области - Серакиб. Падение этого важного оплота боевиков, протурецкой направленности и быстрое продвижение сирийцев по ключевым направлениям, заставило турецкого президента Эрдогана открыто начать боевые действия против правительственной армии Сирии. За сирийцами стояла Россия, но турецкий "султан" решил рискнуть. Помимо туркоманских "прокси", зачастую просто переодетых в "повстанцев" турецких солдат, в Идлиб были введены регулярные части. С воздуха их поддерживали Ф-16 турецких ВВС и целый флот новейших беспилотников, от небольших разведчиков, до ударных БПЛА типа "Байрактар ТБ-2" и ТАИ Анка-С. В первые дни турецкого контрнаступления на Серакиб, их удары нанесли весьма ощутимый урон сирийцам. Счёт только разбитой тяжелой техники шёл на десятки. Камеры БПЛА бесстрастно фиксировали уничтожение бронетранспортёров и танков, а тысячи сетевых ресурсов заполняли ими эфир, делая успех небольших и далеко не самых совершенных дронов ещё более значимым и весомым. Это был, пожалуй, первый случай в истории войн с участием БПЛА, где они выступали основным ударным средством наступающей армии. Впервые их применяли целыми эскадрильями, или, как модно говорить, "роями".
Планируя операцию, сирийцы вряд ли предполагали, что турецкий президент решится на открытые действия против регуляров. Недооценка упёртости Эрдогана привела к тому, что ПВО, сосредоточенную в районе Идлибской операции не назовешь даже очаговой. Весь обширный район наступления охраняло считанное число ракетно-пушечных комплексов "Панцирь". Они стали первой мишенью популярных беспилотников. Турецкий руководитель сходу заявил об уничтожении восьми из них, хотя столько сирийская армия не набрала бы, даже сними она половину ближней ПВО и ПРО Дамаска. Но два "Панциря" получили серьезные повреждения и это дало повод диванным воинам завести очередную бесконечную песню про никчемность российского оружия. А потом турецкие беспилотники начали падать. Сначала 25 февраля 2020 года рухнул тяжелый БПЛА Анка-С, а первого марта случился, пожалуй, самый большой падёж дронов в истории турецких производителей. За один день сирийским ПВО было сбито от 6 до 9 ударных турецких БПЛА, среди которых числилось ещё две Анки. Сирийские агентства сходу заявили о 20 сбитых, но это тоже, несомненно, относится к проявлениям скорее пропаганды, а не военной статистики.
Такие резкие перемены над Идлибом объяснялись довольно просто. Сирийцы, очухавшись, подтянули нормальную ПВО, в виде весьма эффективных комплексов "Бук-М2Э" и беспилотная сказка кончилась. Правительство Сирии было первым зарубежным покупателем второй версии комплекса и явно не прогадали. Он остается одним из самых действенных средств против атак крылатых ракет, которым регулярно подвергается Сирия. В бою с новой угрозой, в виде БПЛА, комплекс также не подвёл. Он уверенно сбивал не только Байрактар, но и более тяжелую и продвинутую Анку, доказывая, что там где есть хоть сколько то эшелонированная ПВО, тихоходному и беззащитному в воздуха беспилотнику долго не протянуть.
Наверняка его уверенное применение против БПЛА сподвигло турецкое командование попросить политическое руководство решить дело миром. Пятого марта 2020 года, после встречи Путина и Эрдогана конфликт удалось затушить. Отбитый у боевиков Серакиб остался за сирийской армией.
Справка: Зенитно-ракетный комплекс Бук-М2 (Э-экспортная модификация) . Разработка НИИ приборостроения Тихомирова (Жуковский). Мобильный и функциональный комплекс, предназначенный для уничтожения авиации, баллистических, крылатых и авиационных ракет, управляемых бомб и тяжелых БПЛА. Разработан в позднем СССР в 1988 году. На вооружении российской армии с 2008 года. Дальность действия до 45 км, высота до 25 км. На базе комплекса уже создан новый Бук-М3, с улучшенными характеристиками.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!