В августе 1946 года на имя Сталина поступила докладная записка от Н. Булганина. В записке первый заместитель министра Вооруженных сил СССР докладывал, что на Ковельском таможенном посту задержали семь вагонов, заполненных ящиками с мебелью. Получателем этого груза значился маршал Г.К. Жуков.
Генералитет, морально опустившийся до мелкобуржуазных ценностей
Захватить трофеи в войне было всегда обычным делом. Бо́льшая часть шла государству, а малая доставалась полководцам и солдатам. Вторая мировая в этом ничем не отличалась от других войн. Но в данном случае советский генералитет явно переборщил.
Следствие по этому вопросу получило название "трофейное дело" и велось оно в 1946—1948 годах. Нашелся отличный повод, чтобы очистить ряды "зажравшихся" генералов.
В этом было что-то от лукавого. Ведь и до этого партийная и военная номенклатура хорошо себя чувствовала: отдельные огромные квартиры, шикарные государственные дачи, машины с персональным водителем, кухарки, няни, спецобслуживание и т.п.
Затмить славу маршала Победы
Докладная Булганина пришлась как нельзя кстати. Необходимо было принизить этого "высокомерного зазнайку". Но в записке Булганина указывалось, что эта мебель приобретена Жуковым на немецкой фабрике "Альбин Майн" и вывоз груза из Германии разрешен. Получается, что вся мебель была изготовлена после войны и маршал Жуков ее приобрел на свои средства.
Но делу дали ход. Обыск на квартире и даче Жукова закончился удивительными результатами: 70 золотых и 800 серебряных предметов, 60 картин известных мастеров, 3500 метров дорогой ткани, меха и ковры в большом количестве и многое другое.
Жуков, в оправдательной записке, написал, что часть этих вещей была приобретена за его счет, часть была подарена друзьями и различными организациями. Но в конце концов он признал излишества и поклялся в дальнейшем не допускать подобных ошибок и глупостей.
После этого последовала "ссылка" маршала в Одессу. Потом его отправили в малозначимый Уральский военный округ.
Любимица миллионов
Она прошла долгий и нелёгкий путь, чтобы её полюбили миллионы. Проехала с концертами от Балтики до Дальнего Востока.
Когда началась война, Лидия Русланова вместе со своим творческим коллективом не вылазила с передовой, подбадривая своими песнями бойцов, которые буквально после ее выступления должны идти в бой.
После одного из таких концертов знаменитая певица познакомилась с генералом Владимиром Крюковым, за которого вскоре вышла замуж. Генерал Крюков был арестован в 1948 году в рамках того же "трофейного дела". Вслед за мужем обвинение предъявили и Руслановой.
При обыске квартиры и дачи супружеской пары у них были изъяты автомобиль, принадлежащий Гитлеру (Horch 951A), два "Мерседеса", "Ауди", 208 бриллиантов и других драгоценных камней (изумруды, сапфиры, жемчуг). Изделий из серебра набралось на 107 килограммов. Были конфискованы картины Врубеля, Айвазовского, Серова, Репина, Сурикова и других именитых художников. Наличность в размере 700 тысяч рублей, ковры, гобелены, старинные вазы и многое другой.
Владимир Крюков на допросе пояснил наличие у них такого количества автомобилей и драгоценностей. Они с Руслановой гастролировали по Германии, где во многих городах давали концерты, то есть Русланова пела, а генерал скупал занимательные вещицы у местных жителей за бесценок.
Русланову приговорили к 10 годам исправительных лагерей, а Крюкова лишили звания, наград и отправили на 25 лет в колонию. В 1953 году супружескую пару освободили и они вернулись в Москву. Русланова с Крюковым даже сумели вернуть часть конфискованных вещей и получить компенсацию в размере 100 тысяч рублей за неизвестно куда исчезнувшие бриллианты.
Любил красиво жить
Героя Советского Союза маршала Григория Кулика многие обвиняли в его безудержном стремлении красиво жить. Очередные жёны, любовницы, квартиры, дачи, машины.
А вот полководческими талантами он явно не отличался. В 1942 году, являясь уполномоченным Ставки, нарушил приказ до последнего удерживать Керчь. Наоборот, он приказал оставить город. Его лишили званий маршала, Героя Советского Союза и боевых наград. Но неожиданно за него заступился Жуков и Кулик вернулся в строй.
Уже в звании генерал-лейтенанта он был отправлен командовать под Ленинград. Но и там он опростоволосился. Армии под его командованием несли огромные потери. Его отстранили и назначили заместителем начальника Главного управления формирования и укомплектования РККА.
На этом посту разжалованный маршал только что и делал, как вел "пьяные" беседы. Войну он закончил с пятью легковыми машинами и с двумя дачами – в Крыму и под Москвой.
В августе 1950 года он был приговорен к расстрелу за «организацию заговорщической группы для борьбы с советской властью».
Железнодорожные составы трофеев
"Трофейной лихорадкой" заболели многие офицеры высшего состава. Генералитету на законных основаниях было разрешено раз в месяц отправлять домой посылки весом до 16 килограммов. Но были такие умельцы, которые вместо посылок отправляли вагоны.
Особо "отличился" генерал-лейтенант К.Ф. Телегин, близкий друг Жукова. В детстве он батрачил на кулаков и при виде несметных богатств не удержался. Умудрился отправить на Урал 25 вагонов трофейного имущества!
А вот, например, что нашли у бывшего заместителя начальника УКР СМЕРШ Группы советских оккупационных войск в Германии генерала А.М. Сиднева. 15 золотых часов, 178 меховых шкурок, полторы тысячи метров различных тканей, 405 пар дамских чулок, 78 пар обуви, 296 предметов одежды, в том числе из меха.
В 1948 году Телегин и еще 38 генералов были арестованы и осуждены на сроки от 10 до 25 лет лагерей. Генералы В. Гордов и Ф. Рыбальченко были приговорены к расстрелу.
После смерти Сталина многие вышеупомянутые фигуранты были реабилитированы. Некоторые из них даже продолжили службу в Вооруженных силах СССР.